Автор:              Евгений Лешан
Союз Марксистов; КСРД-Киев сайт "Рабочее Действие".

Чего мы хотим?

Сегодня вопрос "что делать?" все чаще возникает в головах тех, кто привык хоть изредка задумываться над происходящим. Но этот вопрос актуален для тех, кому полностью ясна цель. Полностью, а не в общих чертах. А таких - мало. Для большинства же, чтобы понять, что делать, нужно найти ответ на вопрос: "Чего я хочу?" А ответить на него сможет тот, кто подумает головой.

Итак,

Чего же мы все-таки хотим?

Свободы.

Почему мы плохо живем? Что мешает нам жить хорошо? Несвобода. Иначе говоря - необходимость. Мы вечно что-то должны. Мы должны есть - это естественно. Однако, чтобы есть, мы должны на еду заработать. Мы должны не заниматься любимым делом, а производить работу, выгодную кому-то (а иногда и никому). Мы должны любить. Это естественно. Человек без любви - калека. Но сколько условностей, пошлости и прочей дряни мы должны соблюсти, чтобы общество позволило нам любить! Поэтому мы должны калечить свою любовь, каждодневно убивая ее предрассудками, нищетой, бытом и т.д. Тех, кто считает такой порядок вещей неодолимым, немало. Еще больше просто не задумывается над этим. Мы же - из разряда неравнодушных, и терпеть повседневное безумие - не в наших правилах. Выход один - освободиться. Как?

Понять причины несвободы. Потрите бытовую проблему, семейную склоку, просканируйте свою неудовлетворенность жизнью, не говоря уже о необходимости делать то, что тебе противно и не нужно - и в основе этих бед прямо или косвенно всегда будут лежать социальные противоречия нашего общества, противоречия, порожденные частной собственностью.

Необходимо уничтожить эти противоречия. Но как? Самому стать собственником? Да, до некоторой степени это проблему снимает. Для тебя. Иначе говоря, ты становишься чуть-чуть свободнее за счет того что порабощаешь десятки, сотни и тысячи других - не собственников. Но и будучи собственником, ты не перестаешь быть рабом. Чьим? Рабом отношений, порожденных частной собственностью. Ты вынужден играть по правилам, и правила эти очень жестки, раз оступился - и машина капиталистических отношений раздавит тебя как комара. Так что это - не выход даже индивидуально для тебя.

Так может, перебить всех буржуев - и дело с концом? Но наш враг не люди, а отношения, в которые эти люди вступают. Великий гуманист и друг детей товарищ Пол Пот именно на кажущуюся простоту решения вопроса и повелся. Проблема в том, что остаются фабрики и заводы, поля и фермы, магазины и потребители, наконец. И управление всем этим комплексом порождает ситуацию, когда само общество делится на управляющих и управляемых, а отсюда один шаг до деления на эксплуатируемых и эксплуататоров. И сбываются слова издыхающего тирана-дракона, обращенные к народному герою-освободителю: "Теперь ты - дракон!.."

И все-таки этот порядок нам необходимо разрушить. А, собственно, кому - нам? Лично автору этой статьи? Да, пожалуй, один он не справится. Что за сила в состоянии превратить в пыль основы сегодняшнего строя? Думается, только сила, сопоставимая с этими основами, порожденная ими и сама являющаяся основой. Значит, класс. Буржуазия не заинтересована в изменении существующей ситуации. Более того, она всеми силами жаждет консервации статус кво. Для этого у нее все средства хороши - фашизм, глобальные и локальные войны, голодная смерть миллионов...

Пролетариат. Больше некому. Но весь ли класс сегодня в состоянии вести эту борьбу? Уточню, что борьба с капиталистическими отношениями осложнена бешеным сопротивлением организованных сил буржуазии. А значит, пролетариату нужна собственная организованная сила. Очевидно, что собственный интерес пролетария не идет дальше высокой зарплаты, короткого рабочего дня, комфортных условий работы и жизни. Это - шаг в направлении нашей цели, но лишь один шаг. Однако и он приводит к столкновению с буржуазией. И это столкновение происходит ежеминутно - в разных уголках планеты, везде, где рабочее движение развито до уровня хорошо организованных профсоюзов. Однако даже такая "мелочь", как зарплата и условия труда, не бывает неприкосновеной в условиях господства буржуазии. Тогда конфликт в рамках профсоюзного движения становится неразрешимым. Потому что профсоюзы по природе своей не могут превысить своей функции посредников - пусть и пристрастных - между массой пролетариев и буржуазией. Часть машины не может взбунтоваться против всей машины. И здесь рабочие либо терпят поражение, либо выходят на новый уровень. Если уровень профсоюзной организации не может решить проблем пролетариата, значит, пришло время организации качественно иного уровня. Таким новым типом организации может быть партия.

Партия? Для осуществления нашей цели - свободы? Да. В несвободном обществе, то есть в обществе, скованном необходимостью, партия - это сверхнеобходимость, сверхнесвобода. То есть сознательное обременение себя дополниельными ограничениями, самопринуждение. Но тем не менее это прогрессивно, поскольку это не свобода, но освобождение, путь к свободе. А всякое освобождение - это насилие. В том числе и над собой. Значит, все-таки партия.

Что за партия нам нужна? Партия-авангард, узкий круг профессиональных революционеров? Такая может взять власть и повести за собой пролетариат в светлое будущее... пока вновь не вычленятся управленцы, пока социальные отношения, живущие в равной степени в партийцах-управленцах и в послушном стаде пролетариев, не утвердят привычные нормы господства и подчинения, труда и капитала. Нет, очевидно, что преобразователем общества должен выступить весь класс пролетариев, а не некий "авангард". Так что же, партия-класс? Однако столь же очевидно, что весь класс в партию не загонишь, и уж тем более не пойдет он в нее сам. Однако наша задача в том, чтобы максимально способствовать развитию пролетарской организации на любом уровне. Рабочий, организованный в профсоюз - лучше, чем просто рабочий. Боевой, а тем более левый профсоюз - лучше, чем профсоюз желтый. И так далее.

Вовсе не обязательно загонять в партию весь класс, но надо, чтобы подавляющее большинство пролетариата знало и приветствовало цели партии, более того, осознавало их как свои, и оказывало ей практическую поддержку.

Ну, о целях пролетарской партии вы уже знаете. Это не восстановление СССР в границах 1945 г., не защита отечественного товаропроизводителя, не отстаивание интересов Родины и не возвращение вкладов населению. Все это оставьте буржуазным партиям, которых сегодня пруд пруди и которые наперебой готовы подхватить - и уже подхватывают, и как высоко несут - эти лозунги. Цели протетарской партии, как минимум - захват политической власти пролетариатом, установление пролетарской диктатуры, рабочий контроль над производством и распределением, постепенное изживание капаталистических отношений - денег, частной собственности, остатков государства - и переход к социализму.

Итак, партия должна добиться доверия и сознательной поддержки большинства пролетариев, чтобы организовать политический переворот. В период после переворота должен идти процесс не концентрации все большего количества рычагов управления в руках партии, как мы это видели в нашем собственном прошлом (видели мы и результаты), а наоборот, постепенной передачи всех функций управления обществу.

Но процесс этот будет очень постепенным, поскольку масса препятствий будет его тормозить. Сопротивление буржуазии, например, а потом - и сопротивление пролетариата. Да, да, не удивляйтесь! Я уже говорил, что такое собственно интерес пролетария. За рамки капитализма они не выходят. А революцию мы делали, чтобы уничтожить капитализм. Его же не уничтожишь, не уничтожив пролетариата. И коммунистические преобразования пролетариат способен осуществлять лишь в той степени, в которой он уже перестает быть пролетариатом. То есть из пролетария - придаток к средствам производства - превращается в человека полноценного - хозяина средств производства. Глупо надеяться, что все пролетарии сразу с готовностью откажутся от своего пролетарского статуса. Процесс выковывания нового человека потребует времени. И лишь когда мы окончательно изживем капиталистические отношения, уничтожим классы, государство, деньги, когда у нас будут свободны руки для воспитания нового человека - тогда мы с вами сможем сказать, что социализм - это не сказка о завтрашнем дне, а реальность дня сегодняшнего.

Вот чего мы хотим. А что нам, исходя из этого, делать?

На сегодня нет организованной силы пролетариата. Отдельные его отряды, только оперившись, почувствовав себя какой-никакой силой, спешат по привычке эту силу продать. Этим пользуются проходимцы из вождей независимых профсоюзов, чтобы стать оптовыми поставщиками пролетарских сил, продавая их подлецам из разных буржуйских группировок. Наша же задача - не становиться в позу, крича о "контрреволюционности шахтеров", а всячески содействовать самоорганизации пролетариата, показывать ему истинные обличья его сегодняшних "друзей", помогать в каждой забастовке, в каждом проявлении активности. Все остальные потуги - чушь. Потому что если рабочий не научится грамотно, организованно бороться за кусок хлеба, то за социализм он бороться не будет никогда. Бороться за кусок хлеба его научит жизнь. Но если мы не будем участвовать в этом процессе, то классового вектора, революционного вектора его борьба не получит. Вот вам ответ на вопрос "Что делать".