Владимир Волков

Уход Шеварднадзе с политической арены Грузии
открывает новый период нестабильности и борьбы за влияние на Кавказе

Цепь бурных событий, начавшихся в Тбилиси после проведенных 2 ноября парламентских выборов, на которых властями было допущено множество явных и вопиющих нарушений, завершилась в воскресенье вечером, 23 ноября, добровольной отставкой Эдуарда Шеварднадзе с поста президента Грузии.

В продолжение трех недель оппозиционные силы, ведомые блоком "Национальное движение" во главе с Михаилом Саакашвили и объединением "Бурджанадзе ? демократы", лидерами которого являются бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе и влиятельный грузинский политик Зураб Жвания, проводили непрерывные митинги в центре грузинской столицы, требуя пересмотра объявленных итогов голосования и, в конечном итоге, отставки президента.

Финальные сцены противостояния происходили в прошедшие выходные дни. В субботу, 22 ноября, в центре Тбилиси был назначен митинг объединенной оппозиции. У здания тбилисской мэрии на площади Свободы собралось, по некоторым оценкам, около 50 тысяч человек. Организаторы митинга требовали, чтобы Шеварднадзе появился перед ними, однако вместо этого тот направился в парламент, где начал свое выступление. Во время его речи в зал ворвались сторонники оппозиции, не встретившие серьезного сопротивления со стороны охраны, и захватили все здание. Сам Шеварднадзе был спешно выведен группой своих охранников из зала заседаний и скрылся в своей резиденции Крцаниси.

После этого Н. Бурджанадзе объявила о том, что берет на себя обязанности президента страны. В ответ со стороны сторонников Шеварднадзе прозвучало заявление о введении в стране чрезвычайного положения. Вскоре выяснилось, что реализовать свои намерения Шеварднадзе уже не в состоянии.

На следующий день, 23 ноября, сторонники оппозиции захватили здание Государственной канцелярии, с 11 этажа которой демонстративно выбросили кресло Шеварднадзе. В этот же день в Грузию прилетел министр иностранных дел России Игорь Иванов, который фактически сыграл роль посредника в переговорах между оппозицией и президентом. К вечеру Шеварднадзе сдался и объявил о своей отставке.

Действия оппозиции с самого начала поддерживались и контролировались американскими представителями. Этим объясняется, почему в масс-медиа США падение Шеварднадзе было названо "демократической революцией". В Европе на эти события смотрят более критическим взглядом, в России же ? с глубоким опасением и неудовольствием.

В действительности произошедшая в Грузии смена власти менее всего стала формой демократического обновления страны. Тройка ведущих оппозиционных лидеров состоит из фигур, в недавнем прошлом полностью лояльных Шеварднадзе и напрямую вовлеченных в деятельность этого режима по проведению самых жестоких, антидемократических и антисоциальных мер. Одновременно лидеры оппозиции являются марионетками Вашингтона и полностью зависимы от благорасположения своих заокеанских покровителей. Каковы бы ни были их субъективные намерения, реальным содержанием новой власти будет проведение интересов корпоративной верхушки и политического истеблишмента США в этом регионе за счет трудящихся масс.

Если и есть какое-либо сходство произошедших в Тбилиси событий с обстоятельствами свержения Слободана Милошевича в Югославии осенью 2000 года (предмет многочисленных сравнений в масс-медиа), то они состоят в том, что это был, по существу, направляемый из-за границы заговор. В обоих случаях правительство Соединенных Штатов использовало массовое недовольство экономическими условиями и социальным положением, сложившимся после распада СССР и восточноевропейских режимов на рубеже 1980-1990 годов, для того, чтобы навязать народам этих стран своих ставленников, использовавших для прихода к власти методы беззастенчивой демагогии, фальшивых обещаний и обмана.

Спустя три года после падения Милошевича, Югославия более не существует как государство на политической карте мира. Жизненное положение ее граждан нисколько не улучшилось, коррупция чиновников не стала меньше, а наиболее прибыльные сектора экономики подпадают под все больший контроль транснациональных корпораций. Ничего иного не может произойти и в Грузии.

Конец эпохи Шеварднадзе

Отставка Шеварднадзе завершает длительную эпоху грузинской истории последнего времени. Он был человеком, который на протяжении 30 лет прямо или косвенно оказывал огромное влияние на положение в республике. Он был единственным грузином, который после смерти Сталина не только возвысился до уровня одного из лидеров Советского Союза, но и играл важную роль в международной политике.

Блестящая некогда карьера Шеварднадзе завершилась бесславным и во многом позорным образом. Он потерял всякое доверие своего народа, лишился поддержки ближайших политических соратников и, наконец, оказался предан своими заокеанскими спонсорами. 75-летний Шеварднадзе был выдавлен с политической арены под гарантии сохранить ему личную безопасность, ? сделка, напоминающая сцены из криминальных фильмов про жизнь мафии.

Политическая судьба Шеварднадзе с юных лет была напрямую связана со сталинистской бюрократией. Родившись в 1928 году, Шеварднадзе сразу после школы стал заведующим отделом одного из райкомов комсомола Грузии. В 1957 году он поднялся уже до поста руководителя грузинского комсомола. После окончания Кутаисского педагогического института, где он в 1959 году получил диплом по специальности "История", Шеварднадзе перешел на партийную работу. Сначала он был первым секретарем райкома КПСС в Мцхети, а затем ? первым секретарем Первомайского района Тбилиси.

В 1964 году он перешел на работу в правоохранительные органы и уже через год стал министром внутренних дел Грузинской ССР. Еще несколько лет спустя, в 1972 году, он стал первым секретарем ЦК Компартии Грузии. В эти годы он проявил себя как типичный партийный аппаратчик брежневского периода, когда коррупция и теневая экономика расцвели пышным цветом.

Когда Михаил Горбачев, придя к власти весной 1985 года, начал формировать свою команду, Шеварднадзе оказался одним из тех, на кого тот решил сделать ставку. К удивлению многих Шеварднадзе был назначен министром иностранных дел СССР, став также членом Политбюро ЦК КПСС. В этом качестве Шеварднадзе сыграл одну из ключевых ролей в международной политике горбачевского правительства, ставшую известной под названием "новое мышление". Она состояла в прямом сотрудничестве с империалистическим Западом, а содержанием ее стали меры, направленные на подготовку к упразднению Советского Союза и проведение полномасштабных уступок мировому капитализму в области экономики и политики.

Шеварднадзе стал одним из архитекторов ухода советских войск из Восточной Германии, за что ему до сих пор, как и Горбачеву, правящие круги Германии оказывают выдающиеся почести.

С американским госсекретарем того времени Джеймсом Бейкером Шеварднадзе заключил соглашение по поводу морских границ в северном Охотском море. По утверждению сегодняшних российских политиков, Шеварднадзе превысил свои должностные полномочия и нанес ущерб российским интересам, отдав США около 50 тысяч квадратных километров моря, способных приносить до 200 тысяч тонн рыбы в год, в качестве своего рода "подарка".

В декабре 1990 года Шеварднадзе объявил об уходе с поста министра иностранных дел СССР, мотивируя это растущей угрозой военно-авторитарного переворота. После этого он на некоторое время ушел в тень, вернувшись в "большую политику" в марте 1992 года, когда он возглавил правительство Грузии после свержения режима первого постсоветского грузинского президента Звиада Гамсахурдии.

В продолжение 1990-х годов Шеварднадзе создал режим авторитарной личной власти, опирающийся на коррупцию и кумовство, что, однако, не сделало тбилисское правительство способным контролировать целые регионы страны. Дважды, в ноябре 1995 и в апреле 2000 года, Шеварднадзе был переизбран на должность президента Грузии, причем достигнуто это было путем масштабных нарушений демократических прав.

У Шеварднадзе было много врагов внутри и за пределами Грузии, однако он сумел пережить несколько покушений на свою жизнь. В своей общей политической ориентации он все более тяготел к США. С тех пор, как весной 2002 года часть американских вооруженных сил была введена на территорию Грузии в рамках кампании борьбы против "международного терроризма", его политическая судьба оказалась в прямой зависимости от благосклонности Вашингтона.

Коррупция на фоне нищеты

Шеварднадзе после себя оставляет страну, находящуюся в отчаянном экономическом и социальном положении. Вот что написал по этому поводу корреспондент немецкого Spiegel'я Фритьоф Мейер (Fritjof Meyer) в номере журнала от 18 ноября 2003: "В стране и по сей день царят нищета и анархия. Страна в состоянии взыскивать только седьмую часть подлежащих уплате налогов. Большинство из пяти миллионов жителей ? безработные, 700 тысяч человек пытаются найти работу в России. Пенсия в пересчете составляет пять евро в месяц".

По данным Банка Восточной Европы валовой продукт Грузии составляет только 38 процентов от уровня, существовавшего в момент распада СССР. Средняя заработная плата, согласно лондонскому изданию Economist Intelligence Unit (EIU), составляет около 50 долларов в месяц и находится ниже прожиточного минимума. По другим данным она не превышает 10-15 евро.

Все это дополняется картиной невиданного разгула коррупции, размеры которой потрясают даже по меркам СНГ. Важнейшие сектора грузинской экономики поделены между представителями узкого слоя, в который входит 200-300 человек. Самыми видными фигурами в этом клане является племянник Шеварднадзе, контролирующий нефть и сигареты, зять Шеварднадзе, возглавляющий компанию "Magti", работающую в сфере предоставления услуг мобильной связи, отец снохи Шеварднадзе, являющийся "хозяином" черноморского порта Поти, а также личный врач жены, назначенный государственным министром. При этом дочь Шеварднадзе контролирует кино и телевидение республики.

Нефть и геополитика

Причины, по которым США "разочаровались" в Шеварднадзе, лежат прежде всего в сфере геополитики. На протяжении последних лет Грузия превратилась в фокус международных интриг, связанных с попытками расширения американского влияния на территории постсоветского пространства, Ближнего Востока и Центральной Азии. Главным предметом этих устремлений являются нефтяные резервы Каспийского бассейна.

Как известно, примерно в середине 1990-х годов был инициирован проект создания нефтепровода Баку-Тбилиси- Джейхан, выходящего к средиземноморскому побережью Турции. Оцениваемый в 3 млрд долларов, этот проект осуществляется консорциумом компаний, в котором одну из ведущих ролей играет British Petroleum.

Проект предусматривает транспортировку в среднем 1 млн баррелей нефти в день по территории, находящейся вне сферы прямого контроля со стороны России. Кроме этого, предполагается создание газопровода, по которому природный газ будет экспортироваться из района Каспия в Турцию. Именно этими интересами продиктовано стремление США усилить свое влияния в регионе.

Значение Грузии было следующим образом описано в статье британской Financial Times 25 ноября 2003: "Для Соединенных Штатов Грузия является ключевым связующим звеном в беспокойной цепочке государств Кавказа и Средней Азии. Вашингтон поощряет независимость Грузии отчасти из желания сдерживать Россию, а отчасти из желания улучшить доступ к нефтяным запасам Каспия. Соединенные Штаты в прошедшем десятилетии оказали Грузии помощь на общую сумму более 1 млрд долларов, хотя в последние годы объем помощи сокращается в силу американской озабоченности коррупцией и конкурирующих глобальных нужд в войне против терроризма".

До последнего времени Шеварднадзе удовлетворял американским интересам, однако резкая эскалация американского присутствия в регионе, начавшаяся после 11 сентября и ставшая особенно явной на фоне оккупации Ирака, сделала его помехой для реализации планов администрации Буша. Лавируя между крупнейшими державами, Шеварднадзе пытался сохранить видимость независимости, надеясь таким путем обеспечить фундамент постсоветской Грузии. Эти расчеты никак не соответствовали, однако, реалиям обострившейся геополитической конкуренции.

Одним из поворотных пунктов стало приобретение этим летом 75 процентов акций системы электропередач Грузии российским монополистом в сфере электроэнергетики РАО "ЕЭС России". До этого грузинская энергетика находились под контролем американской группы "American Energy Systems". Но последняя свернула свою деятельность в Грузии, объясняя это соображениями безопасности и трудностями работы в "непрозрачной" экономической среде.

Судя по всему, вскоре после этого США взяли курс на свержения Шеварднадзе. Российская газета Коммерсант в номере от 16 июля этого года, рассказывая о намерении создать в Грузии оппозиционный президенту предвыборный блок, утверждала, что "Америка выбрала грузинского президента". Спикер грузинского парламента Н. Бурджанадзе заявила тогда о том, что в Грузии должны произойти "революционные преобразования без революции".

Весь дальнейший ход событий находился под неусыпным вниманием американских представителей, в частности, посла США в Грузии Ричарда Майлса (Richard Miles), курировавшего в недавнем прошлом процесс смещения Милошевича в Югославии. Этим летом он объявил о необходимости подготовки к смене власти. Для "консультаций" по подготовке выборов в Тбилиси приезжал также Джеймс Бейкер.

Как только в начале ноября были опубликованы итоги парламентских выборов, официальная реакция США оказалась крайне жесткой. "Мы глубоко разочарованы этими результатами и грузинским руководством. Эти результаты не отражают волю грузинского народа, но, наоборот, отражают массовые манипуляции на выборах", ? заявил официальный представитель Государственного департамента Адам Эрели.

Когда же Шеварднадзе отдал приказ о вводе бронетехники на улицы Тбилиси и дал оппозиции 48 часов на "прекращение беспорядков", Госсекретарь США Колин Пауэлл и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан одновременно провели с ним телефонные переговоры, призвав его к сдерживанию и отказу от насилия.

Наконец, как только исполняющим обязанности президента страны была объявлена Нино Бурджанадзе, Соединенные Штаты выразили свою готовность признать это решение. Руководитель пресс-службы Госдепа США Ричард Баучер заявил, что США и мировое сообщество "готовы поддержать новое руководство Грузии в проведении свободных и справедливых выборов в будущем, как того требует конституция".

Опасность конфликтов и потрясений Приход к власти в Тбилиси правительства американских ставленников грозит резко дестабилизировать политические отношения в Грузии во всем кавказском регионе. Лидер оппозиции М. Саакашвили, в частности, выступает с угрозами в адрес России. Он заявил о возможности национализации купленных российскими компаниями грузинских предприятий. "Будут национализированы не только предприятия, приобретенные за бесценок представителями клана президента Шеварднадзе, но и компания "AES- Теласи", купленная на днях российским РАО "ЕЭС", ? сказал Саакашвили журналистам.

В то же самое время он выступает за возврат Аджарии, Абхазии и Южной Осетии под управление Тбилиси, что встречает явное неодобрение со стороны этих территорий. Сразу после отставки Шеварднадзе Аджария ввела чрезвычайное положение и закрыла границы. "Лидеры, пришедшие к власти в Тбилиси, не скрывают агрессивного отношения к аджарскому народу, ? заявил абхазский лидер Абашидзе. ? Народ должен встать на защиту своих интересов".

Не менее решительно ведут себя и руководители двух других территориальных образований, не подчиняющихся Тбилиси и опирающиеся на помощь Москвы. Президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты заявил о своих принципиальных расхождениях с лидерами грузинской оппозиции. "Я никогда с ними не общался, ? заявил Кокойты, ? и никаких совместных планов с ними у нас нет. Мы можем быть только добрыми соседями".

Что же касается Абхазии, то после нескольких лет гражданской войны она является по сути одним из регионов России. За последние годы больше половины жителей Абхазии получили российские паспорта, Россия оказывает этому государственному образованию финансовую и военную помощь. Была запущена даже регулярная электричка между Сочи и Сухуми.

Не только в Абхазии, но и на территории самой Грузии, а также Аджарии, находятся российские войска. В случае открытого конфликта трех регионов с тбилисским правительством они могут быть напрямую втянуты в вооруженные столкновения с непредсказуемыми последствиями. Положение осложняет еще проблема Панкисского ущелья, расположенного в северной Грузии и непосредственно примыкающего к горным районам Чечни. Оно стало предметом резких обвинений со стороны российского правительства в том, что там находят прибежище вооруженные отряды исламских чеченских сепаратистов. Год назад ситуация накалилась до того, что Россия угрожала Грузии бомбовыми ударами по "базам террористов".

Российские политики и комментаторы не скрывают своей тревоги по поводу возможного развития событий в Грузии. Близкий до последнего времени к Кремлю Глеб Павловский, руководитель Фонда эффективной политики, считает, что Саакашвили "просто опасен и для единства Грузии, и для стабильности на Кавказе".

Другой российский политолог, руководитель фонда аналитических программ "Экспертиза" Марк Урнов, говорит, что "Саакашвили ? человек, повязанный воинственными декларациями и антирусским пафосом". "Я не исключаю вероятности начала распада страны, ? продолжает он. ? Фактического распада на мелкие государства".

Эти опасения вполне оправданны. Однако было бы наивностью верить заявлениям российских политиков о том, что они заинтересованы в стабильной и целостной Грузии. В действительности ослабление Грузии и ее возможный территориальный распад являются частью стратегического плана, фактического принятого на вооружение путинским Кремлем. Видя себя не в состоянии составить прямую конкуренцию Соединенным Штатам в регионе, руководство России рассматривает ослабление центрального правительства в Тбилиси в качестве единственной возможности противостоять росту американского влияния.

Что при этом особенно беспокоит Кремль, так это то, что быстрая утрата рычагов власти со стороны Шеварднадзе является наглядным образцом того, как могут развиваться события в самой России в недалеком будущем, если того потребуют американские интересы.