Д. Левый


СВЕТЛЕЙШИЙ АНАРХИСТ


Много ли найдется противников марксизма, перед которыми марксисты почтительно снимают шляпу? Можно пересчитать по пальцам. Один из них - Петр Алексеевич Кропоткин, - князь, ученый географ и геолог, революционер, узник Петропавловской крепости, классик анархизма, противник Ленина, именем которого в Советском Союзе называли города, улицы и станции метро. Этому человеку не откажешь в размахе мысли и стремлений: геология - значит не менее, чем открытие четвертичного оледенения; политика - значит не менее чем полное уничтожение государства и всей политики; пропаганда - значит не менее чем создание классической теории "научного анархизма". И с той же решительностью идеи продвигаются в жизнь. Из аристократических салонов - в Сибирь, в Маньчжурию, оттуда "в народ", в крепость. Далее побег, эмиграция, борьба, наука, тюрьма, борьба: Но лучше не будем частить.

Петр Кропоткин родился 9 декабря (27 ноября ст. ст.) 1842 года в Москве, в старой дворянской семье из рода Рюриковичей. Был камер-юнкером царя. В 1962 г. оканчивает Пажеский корпус и отправляется служить на Амур. Увлекается географией. Совершает множество экспедиций по Восточной Сибири и Маньчжурии, открывает Патомское и Витимское плоскогорья, несколько хребтов и др. В 1867 году возвращается в Петербург и поступает на математический факультет университета. В 1868 году становится секретарем Отдела физической географии Русского географического общества. В 1871 году князь исследует ледниковые отложения в Финляндии и Швеции и выдвигает теорию существования еще в четвертичное время материкового оледенения на значительных территориях Европы, Азии и Северной Америки. На основании данных о течениях в Баренцевом море он предсказывает существование суши к северу от Новой Земли (известна ныне, как земля Франца-Иосифа):

Казалось бы, что еще человеку надо? - Богат, умен, славен и небесполезен для человечества, и нет смысла плодотворные научные изыскания приносить в жертву зыбкой социальной утопии. "Но долг, революционный, к тому нас обязывает". И вот честный человек, уже давно находящийся под влиянием демократических идей, оказывается сторонником I Интернационала. А точнее - его бакунистского крыла и вступает на опасный путь бунтаря-агитатора. В мае 1872 Кропоткин вступает в кружок чайковцев, ведет пропаганду среди петербургских рабочих. Финал логичен: 23 марта 1874 года его арестовывают и заключают в каземат Петропавловки. Через какое-то время его переводят в тюремную больницу и ему удается бежать. Этот побег осуществляется 29 июня 1876 года самым дерзким способом, достойным крутого боевика: во время прогулки арестант сбрасывает с себя тюремный халат и бежит к воротам, уворачиваясь от штыков часовых (он выглядел столь слабым, что те надеялись его догнать а потому не стреляли), вскакивает в стоящую рядом с воротами пролетку и был таков!

Далее наш герой оказывается в Швейцарии. Издает здесь газету, но в 1981 году власти высылают его из страны. Кропоткин подается во Францию, участвует здесь в анархистском движении но недолго, - в 1883 году он приговаривается французским судом к 5 годам тюремного заключения. Освобождают его раньше - в 1886 году в результате протестов общественности. Петр Алексеевич перебирается в Лондон, где издает газету, создает основную массу своих работ по теории анархизма, занимается географией и геологией, - становится членом Британской научной ассоциации, участвует в работе Королевского географического общества, выдвигает мысль о геологическом родстве Канады и Сибири:

Теперь, пожалуй, нужно остановиться на социальной теории Кропоткина. Он предпринял очень серьезную попытку научного обоснования анархо-коммунизма, выдвинул множество идей, ценных для любого социолога (не только анархистского). Это особенно замечаешь с высоты современного исторического опыта, после неудачи "советского эксперимента". Но все же основание, на котором он возводил здание своей теории оставляло желать лучшего, - чересчур уж биологично. Вплоть до того, что чувства справедливости и равноправия выводятся мыслителем из двухполушарного строения человеческого мозга. Тем не менее, труды Кропоткина вряд ли могут оставить кого ни будь равнодушным. В них заложено столько светлого идеализма, веры в человека, в торжество справедливости, что просто нет никакого желания замечать огрехи метода. Пусть не все гладко, зато как красиво! Недаром эта теория оказала огромное влияние на анархистов. Это влияние было столь велико, что сами анархисты порой сетуют на застой анархистской мысли, связанный с господством кропоткинской теории: "Все, что он говорил, всегда бывало связано со столькими хорошими идеями, что попытка обнаружить их слабые стороны, всегда воспринималась, как опровержение этих идей: Многим мнения Кропоткина казались не подлежащими сомнению истинами, и другим представлялось нежелательным поднимать вопросы, чтобы не ослабить огромное влияние, какое оказывали личность, талант и преданность его своему делу" (Макс Неттлау).

Основными трудами Кропоткина являются: "Речи бунтовщика" (1885), "Коммунизм и анархия" (1887), "Анархический коммунизм" (1888), "Анархия и ее место в социальной эволюции" (1888), "Современная наука и анархизм", "Нравственные начала анархизма" (1891), "Хлеб и воля" (1892), "Анархия, ее философия, ее идеал" (1896), "Анархия и ее философия" (1905), "История Великой Французской революции" (1909), "Этика" (1922) и др. (свыше двух тысяч работ).

В годы первой мировой войны Кропоткин занял оборонческую позицию и потому был назван Лениным "анархистом-шовинистом" и "траншейником". Все же в июне 1917 года Петр Алексеевич возвращается в революционную Россию будучи признанным лидером анархизма и приглашается Керенским занять любой пост во Временном правительстве. Ответ был предсказуем: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным делом". Октябрьскую революцию Кропоткин не принял, видя в диктатуре пролетариата гибель революции. Он по-прежнему остается в оппозиции протестуя против красного террора и "порабощения Советов парткомами". В то же время он признал историческое значение Октября и обратился к европейским рабочим с призывом заставить свои правительства отказаться от интервенции против Советской Республики.

8 февраля 1921 года Петр Алексеевич Кропоткин умер. За его гробом шли тысячи людей. Его дочь и группа анархистов обратились к советскому правительству и лично к В.И. Ленину с просьбой освободить содержащихся в тюрьме анархистов для участия в похоронах своего патриарха. Эта просьба была удовлетворена. ВЧК отпустила всех содержащихся в московской тюрьме анархистов под честное слово. Они без конвоя участвовали в похоронах 13 февраля, остаток дня провели в легальных анархистских клубах, а в 12 часов ночи, согласно договоренности, все вернулись в камеры. Марксисты сняли шляпы.