Здраствуйте товарищи! Пересылаю статью нашего минского товарища. В квадратных скобках даны сноски.
Latur

Марксизм мертв? Марксизм бессмертен!

В коммунистическом движении можно столкнуться с обеспокоенностью по двум принципиальным феноменам, касающимся этого движения, касающимся не в идеологическом, но в объективном плане. При этом многие коммунисты разыгрывают полную беспомощность перед этими феноменами, на то есть совершенно объективные причины.

Что же это за два феномена:

1 Неуклонное старение членов компартий, с неизменным преобладанием людей пенсионного и предпенсионного возраста.

2 Принципиальное отсутствие преподавания марксизма на кафедрах философии.

Что же кажется опасным для коммунистов - старение приводит к неизменному возрастанию некрологов на товарищей, ценные [Хотя ценность в данном случае весьма сомнительна.] кадры выбывают из борьбы, одновременно с этим пополнения партийных рядов, такого, которое необходимо, не происходит, зачастую мы можем наблюдать перетекание людей из одной партии в другую, что принципиальной картины не меняет. По какой-то нам неведомой причине среди некоторых товарищей распространено мнение, что притока молодежи не происходит по причине отсутствия кафедр марксизма-ленинизма в ВУЗах. Какой марксизм-ленинизм преподавали в ВУЗах до перестройки - тема отдельного разговора, следует только заметить, что молодые преподаватели в силу этого преподавания занимаются теперь постмодернизмом. Видимо стоит разобраться с обоими этими феноменами с диалектических позиций, проследить их развитие и итог, к которому они могут привести.

Сразу стоит заметить, что эти два повода для беспокойства, скорее могут служить поводами для воодушевления. Видимо не стоит рассматривать вымирание коммунистов в отдельности, стоит прямо сказать - умирает советское поколение, поколение, воспитывавшееся ревизионистами. Умирая, оно уносит с собой весь груз ревизионизма, но еще больше социал-империализма, оно уносит с собой интерпретации марксизма и положительные, и отрицательные.

И одновременно с агонией этого старого приходит совершенно новое поколение, которое никогда толком не сможет понять структуры советских отношений. Мы наблюдаем, приход молодежи, которая никогда не соприкасалась с советским, молодежи заведомо изуродованной капитализмом и его системой образования [См. А.Тарасов "Молодежь как объект классового эксперимента"] . Появление этого поколения и именно такого, какое оно есть, сопряжено со многими сложностями. Оно не такое, каким бы нам (марксистам) хотелось бы, но оно вполне может таким стать, и даже неожиданно лучше. Будущее его является полностью открытым, при условии, что оно является несомненно капиталистическим поколением. Именно этот факт капиталистичности и является ключевым, ключевым в том плане, что если внутри данного поколения будет возникать критика [А она несомненно возникает, мы это можем наблюдать уже сейчас.] существующего общества (т.е. капитализма), то она не будет связана с советским периодом. Это будет именно аутентичная критика капитализма, на основе существования в капитализме. Как всякие марксисты мы понимаем, что само это существование в капитализме не может быть определяющим для появления именно марксистской критики, мы скорее должны видеть простор для развития фашистских [Фашистские организации множатся, множатся за счет работы с маргинальной молодежью (бонхеды (наци-скины), футбольные фанаты и пр.).] и мелкобуржуазных течений. Мы скорее должны быть настроены на встраивание поколения в капиталистическую систему, но при этом встраивание будет происходить с новых позиций, эти буржуа будут называть себя неолибералами, и мы будем наблюдать переламывание ситуации (в данном случае мы имеем в виду ситуацию в Беларуси) с "социально направленной" на "дикий капитализм". Именно эта улыбка "дикого капитализма" может и должна привести к переосмыслению всего капитализма вцелом.

Вполне обоснованно мы должны рассчитывать на две основные тенденции. Тенденция идущая снизу как неприятие капитализма, это несомненно будет классовое сознание в-себе, движение неявное и ненаправленное. Мы будем наблюдать появление стихийных организаций (организаций незрелых, как правило, фашистских и мелкобуржуазных). Вторая тенденция идущая сверху [В данном случае "верх" - простая условность, скорее попытка отразить большую сознательность данной тенденции.] , от интеллигенции. От интеллигенции несомненно буржуазной, несомненно продавшейся, но, как правильно заметил Сартр, само наблюдение за окружающем, "рабочими окраинами", живущими совсем другой жизнью, будет увлекать ее в левую мысль. Здесь мы, так же как и ранее, не можем рассчитывать на нечто определенное, скорее мы должны полагать весь спектр неопределенности. Мы получим множество качественных и некачественных исследований, призванных как оправдать, так и локализовать движение масс, эту тенденцию низов. Но именно стремление кругов буржуазной интеллигенции отвергнуть, локализовать движение масс в угоду правящему капиталу, вызовет еще более ожесточенное противостояние второго лагеря интеллигенции. Именно здесь эта пролетарская интеллигенция и столкнется с марксизмом. Столкнется как бы случайно и внезапно, внезапно обнаружит себя внутри марксизма. Выше мы, как могли, охарактеризовали предпосылки появления качественно иного сопротивления, хотя оно, по всей видимости, может быть соотнесено с движением новых левых и неомарксистскими теориями середины 20 века. Мы так же показали, что это сопротивление, являясь классом-в-себе [Следует отметить, что именно сопротивление, а не пролетариат, т.к. состоять оно, скорее всего, будет из недифференцированной массы (школьники старших классов, студенты, выпускники ВУЗов), по этой причине употребление словосочетания "класс-в-себе" выглядит не очень корректным.] , стремится себя оправдать. Поиск самооправдания будет полинаправленным, и происходить в каждой группе по-своему. Возможно, здесь стоит согласиться с Камю, что вначале человек верит, а потом становится марксистом, с поправкой, что человек вначале стремится, направляется против капитализма, а затем схватывает некоторую теорию. Теорию, которая, возможно, пришла к нему первой, и стала ведущей. Мы не будем здесь останавливаться на возможностях изменения этой ведущей теории и тем, как они происходят, мы просто констатируем это как факт. Первичный выбор не обязательно совпадет с первой теорией, но, соприкоснувшись с ней, он подберет ее - на время. Бытие определяет сознание, и возможности выбора между теориями и способностями их воспринять - различны. Но самое главное, что стоит заметить, для зарождающегося сопротивления - незашоренность, т.е. люди неподверженные ничему, кроме капитализма, но отвергающие его способны воспринять любую теорию в ее чистоте. Этот факт позволяет сопротивлению, как попасть в ловушку ревизионизма, так и с достоинством ее миновать. Они будут читать Маркса как Маркса, не сопоставляя его с другими интерпретациями. Соответственно, ели сопротивление выйдет на уровень марксизма, то это будет аутентичный марксизм. И этому правильному прочтению Маркса будут способствовать именно два феномена, с обеспокоенности которыми мы начали статью.

Отсюда у коммунистов должна сформироваться максимально активная позиция в отношении молодежи, направленная на зарождение как можно большего количества информационных очагов этой среде. Возможно даже с приоритетом количества над качеством на первом этапе.