Лайма Гейдар


ЛЕСБИЯНКИ И ФЕМИНИСТКИ В УКРАИНЕ.
КОНФРОНТАЦИЯ И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 
Когда я собиралась писать доклад к этой конференции, то испытывала трудности с выбором темы. В результате я решила остановиться на вопросах взаимодействия лесбиянок и феминисток в силу разных причин, но, как говориться, из лучших побуждений. Мой опыт общения показывает, что, зачастую, лесбиянки не имеют представления о женском движении как таковом и о феминистках, в частности. А отечественные представительницы женских организаций вряд ли когда-либо непосредственно общались с живой, говорящей лесбиянкой. И у тех и у других существуют собственные мифы и стереотипы, которые они тщательно оберегают и неохотно с ними расстаются.
Материал этого доклада основывается на личном опыте общения с лесбиянками и их группами, а также на Интернет-общении.

Прежде всего, мне бы хотелось отметить, что лесбийского движения в Украине, увы, не существует. Подавляющее большинство лесбиянок достаточно инертно. Как правило, они развлекаются в малочисленных геевских барах или непрерывно заняты поисками "любимой и единственной" в течении долгих лет. И очень немногие женщины-лесбиянки недовольны своим теперешним положением и готовы преобразовать мир, в котором живут.
На основании собственных наблюдений я выделила несколько групп лесбиянок по их жизненным приоритетам и социокультурным конструкциям. Эти группы рассматриваются с точки зрения готовности к восприятию идеи феминизма.
1. "Боч".
Согласно моим наблюдениям, боч не любят женщину в себе. Они стараются перенять все социальные и культурные конструкции, свойственные стереотипному мужскому поведению в патриархатном обществе. Естественно, что они воспринимают идеи феминизма так же как, традиционный гетеросексуальный мужчина. И именно со стороны боч наблюдается наибольшее противостояние данной идее в лесбийской среде.
2. "Фем".
Если боч всегда ведет, то фем всегда ведома. Если боч (муж) властвует, то фем (жена) подчиняется. Гетеросексуальные поло-ролевые стереотипы берутся за основу взаимоотношений. Фем находится в жестких рамках, обусловленных боч. Фем приспосабливается настолько, что даже находит удовольствие в тирании женщины, с которой живет. Более того, фем прекрасно применяет все традиционные женские уловки на практике. "Женское счастье, был бы милый рядом". Примерно так можно охарактеризовать жизненное кредо фем. Тем не менее, некоторые из фем задумываются об истинном положении вещей и приходят к выводу, что они достойны большего. Именно эта категория фем потенциально готова к восприятию феминистских идей, даже несмотря на строгий контроль со стороны боч.
Обе стороны - и боч, и фем - находятся в узких шорах собственных отношений. Единственным примером истинной свободы остается гетеросексуальный мужчина, который в патриархатном обществе является самой главной ценностью и наследует все блага цивилизации по праву биологического пола. Таким образом, боч и фем пребывают в плотном кольце, как стереотипов патриархатного общественного сознания, так и навязанных представлений о моделях поведения женщин, которые любят женщин. Согласно Фрейду, основателю школы психоанализа, женщина, которая любит женщину, должна либо быть мужчиной, либо походить на мужчину, либо желать быть мужчиной. Отношения между двумя женщинами всегда будут неполноценными по сравнению с гетеросексуальными.
То есть они - женщины, а значит, не столь ценны для общества, чем мужчины. Но тем не менее, боч стремятся доказать свою полноценность в образе мужчины, а фем - в образе традиционной женщины. Трагедия в том, что все женщины, независимо от сексуальных предпочтений, всегда будут мишенью для дискриминации патриархатного общества. Только действия, направленные на деформацию гендерных стереотипов, могут изменить положение и статус женщин.
У боч и фем нет внутренней гармонии и адекватной самооценки. Феминистская теория могла бы помочь найти выход из многих кризисных ситуаций, подсказать пути решения проблем не только личностного характера, но и взаимодействия с обществом.
3. Третья группа лесбиянок условно названа "стихийные феминистки" или "дайк" .
Их нельзя причислить ни к боч, ни к фем. Стихийные феминистки-лесбиянки имеют хороший интеллектуальный багаж, склонны анализировать события и делать выводы, сами принимают ответственные решения и не надеются на сильную подругу. Они имеют активную жизненную позицию и социально адаптированы. У таких лесбиянок нет патриархатного социо-культурного конструкта актив - пассив. Именно эта группа лесбиянок готова к восприятию феминисткой теории.
Обычно лесбиянки приходят к идеям феминизма постепенно. Я выделила несколько жизненных этапов, которые подводят их к этому решению:

   В условиях давления стереотипов и гомофобии общества у лесбиянок появляется желание найти подобных себе, открыто говорить о своих проблемах среди единомышленниц, а значит, быть участницей лесбийской субкультуры.
  
У большинства лесбиянок нет мужа и детей, а значит, они могут больше времени посвящать саморазвитию и самореализации, что способствует смене социального пола, развитию карьерного роста и утверждению материальной независимости.
  
При построении постоянных однополых партнерских отношений возникает множество бытовых, социально-правовых и прочих проблем, решение которых затруднено, а зачастую невозможно в современном обществе.
  
Coming out способствует пересмотру всей жизни и окружения, происходит смена взглядов и интересов. Наступает осознание свободы, повышение самооценки и потребность активно противостоять дискриминации.

Именно в эти периоды лесбиянка с активной жизненной позицией готова к восприятию феминистской теории и взаимодействию с женскими организациями.
Но прежде, чем с головой окунаться в общественную деятельность, я предлагаю более пристально рассмотреть разнородность женского движения. Возможно, этот обзор поможет лесбиянкам выбрать женскую организацию как стратегического партнера для защиты своих прав и реализации общих интересов.
С 1992 года на территории Украины действует Закон про объединения граждан, который говорит, что: "Право граждан на свободу объединения является неотъемлемым правом человека, закрепленным Всеобщей декларацией прав человека, и гарантируется Конституцией и законодательством Украины. Государство оказывает содействие развитию политической и общественной активности, творческой инициативы граждан и создает равные условия для деятельности их объединений".

Именно с 1992 года в Украине начинают создаваться общественные женские организации. Женские общественные организации можно разделить на три группы:
a) Традиционные женские организации, сюда же можно отнести социально - ориентированные организации;
b) Организации деловых женщин;
c) Женские организации феминистской ориентации.

Традиционные женские организации действуют исходя из традиционных гендерных ролей в обществе. То есть, женщина - хранительница очага и мать детей своего мужа-кормильца. Эти организации многочисленны и имеют ярко выраженную национально - патриотическую направленность. Некоторые из них получили всеукраинский статус и насчитывают несколько десятков тысяч женщин в своих рядах. Традиционные женские организации занимаются наукой, политикой, религией, социальными проблемами семей, детей и матерей, а так же этническими традициями.
Организации деловых женщин меньше по масштабам и числу участниц. Как правило, они также исходят из существующих гендерных ролей в обществе. Сфера интересов деловых женщин распространяется, естественно, на развитие бизнеса, лоббирование и продвижение женщин во властные структуры.
Женские организации феминистской ориентации малочисленны по количеству участниц, как правило, не более 10 - 15 человек и скорее напоминают группы саморазвития. Действия их устремлены на изменение гендерной структуры общества. Они борются не только за соблюдение прав, которые женщины имеют де-юре, но также против дискриминации, которая происходит де-факто. Следует отметить, что феминизм, как таковой, имеет много различных направлений и течений. Скажем, радикальный феминизм проповедует превосходство женщин над мужчинами. Марксистский или социальный феминизм требует равную оплату за равный труд, одинаково качественное образование и медицинское обслуживание для богатых и бедных. Эгалитарный феминизм устраняет социальное, политическое и культурное неравенство между полами за счет гендерного равновесия в обществе. Либеральный феминизм делает акцент на самоценности и обеспечении прав и свобод личности, ограничении сферы деятельности государства, на юридическом равенстве граждан, рыночной экономике, конституциализме и т.д.
В чем же разница между женскими организациями феминистского толка и остальными женскими объединениями, ведь все они борются за женские интересы? Вся разница в отношении к гендерной системе патриархатного общества. Все соглашаются со стереотипным "естественным женским предназначением", но только не феминистки. Ведь феминизм - это не только борьба за права человека-женщины, но еще и осознанный выбор свободы от стереотипов общественного сознания. Именно феминистские организации - потенциальные союзники и стратегические партнеры для лесбигеевских групп и отдельных лесбиянок с активной жизненной позицией. На сегодняшний день в Украине зарегистрировано более 1500 женских организаций. И только примерно у 10 организаций прописано в уставе слово "феминизм" или "гендер".

Как же найти феминистские или дружественные женские организации в Украине?
Если вы живете в Киеве или областном центре, то сделать это будет гораздо проще, чем женщинам, проживающим в райцентрах или деревнях. Если у вас совсем нет никакой информации о женских организациях, ресурсных центрах для НКО, то вы можете получить ее в областной или районной администрации города, из СМИ или Интернет.
Что дает знакомство с женскими организациями?
Вы получаете доступ к разносторонней информации, пользуетесь библиотекой, можете участвовать в многочисленных тренингах и дискуссиях, семинарах и конференциях. После получения информации о гендерной теории, о международном и местном законодательстве в отношении женщин, начинаются серьезные внутренние размышления, которые радикально меняют взгляды на жизнь. Прежде чем изменить мир, нужно начать с себя. Понимание механизмов и всех тонкостей дискриминации, осознание неделимости прав человека дает женщинам мощное оружие в борьбе за свои права. Имя этого оружия - Знание.
Через поиск подруги в конечном итоге лесбиянки приходят к осознанию прав человека - женщины и необходимости отстаивать свои права, а значит пополнять ряды феминисток.
Самая серьезная проблема лесбиянок - гомофобия общества. С точки зрения феминизма - это продолжение дискриминации по признаку пола. Говоря о феминизме, следует отметить, что в основе феминистской теории лежит гендерная теория, а так же концепция равных прав и возможностей их реализации. Нет ничего удивительного в том, что даже в среде женского движения женщины негативно относятся к понятию "феминизм", поскольку недостаток информации, мифы и стереотипы общественного сознания распространяются на многие прогрессивные идеи. Общество консервативно. Оно неохотно расстается со стереотипами и пресекает инакомыслие, которое разрушает стабильность патриархатных устоев. Тем более, что феминизм проповедует самоценность, независимость, самостоятельность женщины в обществе.
50 лет женского движения на Западе показывают, что наиболее активными участницами в борьбе за права человека выступают лесбиянки. Более того, в 60-х - 70-х годах ХХ столетия быть феминисткой означало быть лесбиянкой: любить женщин, иметь секс с женщиной, бороться за права женщин. В середине 80-х пришла новая волна лесбиянок, которых волновали не только сексуальные права, но в большей мере их интересовали политические, социальные, расовые или религиозные права. Именно новая волна лесбиянок - феминисток, опираясь на опыт своих "мам" и "бабушек", в некоторых станах мира добилась признания гражданского партнерства, права воспитывать детей, проповедовать в храмах, невзирая на пол и сексуальные предпочтения, занимать ключевые посты в иерархической государственной структуре и т.д.
К сожалению, в Украине нет опыта и традиций объединения лесбиянок и феминисток. Зато наблюдается противостояние между женскими организациями и отдельными лесбиянками.
Рассмотрим основные причины конфронтации:

Лесбиянки, как и все население страны, лишены достоверной непредвзятой информации о феминизме.
  
Нужно помнить о том, что не все женщины, называющие себя новомодным словом "феминистки", являются таковыми в действительности. Их поступки и внутренний мир не всегда соответствуют тем идеям, которые они проповедуют. Эти женщины - достаточно известные люди, и мнение о них переносится на идею феминизма в целом.
  
Типичные лесбиянки возводят свои сексуальные предпочтения в ранг супер-качеств, и представительницы традиционных женских организаций, сталкиваясь с подобными жизненными приоритетами, а также в силу общественных стереотипов, переносят негативное частное мнение на всех лесбиянок.
  
Определенная часть лесбиянок не отождествляет себя с женщинами и имеет патриархатные ценности. Именно это побуждает их враждебно воспринимать идею феминизма. Любое завоевание феминизма, как это ни парадоксально, подрывает их права собственника и хозяина жизни.
  
Принадлежность к различным социальным и этническим группам, наличие высшего образования и профессионализма, а также научных регалий, - все это может служить поводом для конфронтации лесбиянок и традиционных представительниц женского движения.

Хотелось бы подчеркнуть, что противостояние между лесбиянками и настоящими феминистками - еще один миф. На самом деле, существует противостояние между отдельными представительницами женского движения и лесбиянками. У каждой из сторон свои стереотипы, начиная с представления о "естественном предназначении женщины" и заканчивая манерами поведения и внешним видом. Таким образом, самой большой проблемой на сегодня является наличие мифов и стереотипов общественного сознания, а так же отсутствие достоверной публичной и непредвзятой информации.
Как же преодолеть негативное отношение и найти пути взаимодействия? К сожалению, универсальной инструкции не существует. Однако есть несколько рекомендаций, которые смогут помочь. Прежде всего, нужно иметь активную жизненную позицию, стремление к саморазвитию и новым знаниям, а также желание изменить свою жизнь. Женское движение - большой клуб по интересам. Есть проблема - есть люди, которые занимаются ею. И только от ваших усилий будет зависеть то, как вы построите личный контакт с человеком или организацией, какой проблемой вы захотите заниматься, получив доступ к ресурсам общественных организаций. Сверхзадача феминисток - искоренение любой дискриминации по любому признаку. Феминизм - это образ жизни и состояние души. Каждый раз, когда вы защищаете свое человеческое достоинство или гражданские права, каждый раз, когда вы противостоите стереотипам общества, вы "льете воду на мельницу" феминизма и тем самым являетесь участницами женского движения в борьбе за права человека. Рано или поздно любая лесбиянка сталкивается с проблемами, которые ей не решить собственными усилиями. Поэтому лесбиянки находят достойное место в феминистском движении во всем мире.
Несмотря на то, что лесбиянки есть в каждой социальной и профессиональной группе, они разобщены и лишены доступа к информационным источникам. Поэтому создание новых информ. ресурсов, повышение уровня гражданского образования населения - и прежде всего самих лесбиянок - создание лесбийских групп феминистской направленности можно рассматривать как первоочередные задачи нарождающегося лесбийского движения в Украине. Для того чтобы добиться гражданского партнерства или любых других позитивных изменений в отношении лесбиянок, нужно не одно десятилетие. Причем, изменений можно ожидать лишь в том случае, когда лесбиянки заявят о себе не как о маргинальном явлении, а как мощная составляющая часть общего движения за права женщины - человека.