Алексей Дроздов

«Мацпен» - израильские радикалы в 60-70-х годах прошлого века

Пролог

В мае этого года на Тель-Авивском фестивале документальных фильмов
«Докадив» среди прочих работ израильских и зарубежных режиссеров был
представлен и фильм Эрена Турбинера - «Мацпен», посвященной истории самой
знаменитой израильской леворадикальной организации. К сожалению, мне не
удалось попасть на параллельную демонстрацию этого фильма в Иерусалимском
университете. Позже я обратился в фильмотеку университета, но мне
объяснили, что вряд кому-либо удаться посмотреть этот фильм в Израиле –
израильские документальные фильмы существуют в единичных копиях и как
правило их легче найти в Берлине чем в Тель-Авиве.

В израильской русскоязычной прессе появился отзыв о кинофестивале критика
Наума Ваймана. Значительная часть статьи этого автора была посвящена
фильму о «Мацпене». Разумеется, ничего оригинального в этой рецензии не
было – всё тот же старый нудный бред о предателях, «погромном синдроме»,
«еврейской самоненависти». Трусоватого автора сильно напугала атмосфера
в зале – «…был забит до отказа и наэлектризован, как революционна матросня
перед выступлением Троцкого». Содержание фильма, по-видимому, всё-таки
произвело на Ваймана некоторое впечатление. После просмотра его жена
заявила бедняге без обидняков – «Зря мы сюда приехали, и дети пусть
уезжают, здесь не будет покоя». Если уважаемая матрона имела ввиду призрак
коммунизма, преследующий наших правых и на «исторической родине», то её
совет совершенно лишён смысла. Скорее всего, почтенную пару ожидает судьба
рябого шпиона из «Ходжи Насредина» обречённого вечно бежать и спасаться
от тени ненавистного врага.

Между тем во время поисков фильма «Мацпен» мне улыбнулась неожиданная
удача. Библиотечный компьютер выдал данные о работе Ниры Юваль-Давис:
«Мацпен-Израильская Социалистическая организация». Эта ране неизвестная
мне монография была напечатана в 1977 году в Иерусалиме. Благодаря
этому небольшому стостраничному исследованию у меня появилась возможность
реализовать свой давний замысел и рассказать о «Мацпене», организации,
которая и по сей день вызывает содрогание у врагов социализма.

Источники

В основе монографии «Мацпен – Израильская социалистическая организация»
лежит магистерская работа по социологии Ниры Юваль-Девис написанная в
1970. Автор, интересовавшаяся политическими и социалистическими
движениями с мая 1969 по январь 1970 года с согласия членов «Мацпен»,
которым она рассказала о задачах своего исследования, участвовала в
деятельности организации, анкетировала членов группы, изучала партийную
печать. Как признаётся сама Юваль-Девис, она испытывала симпатию к идеям
мацпеновцев, за исключением их позиции по арабо-еврейскому конфликту.

Статья которую вы сейчас читаете, в значительной степени является
конспектом вышеуказанного исследования, поскольку моя задача это дать
русскоязычным читателям общее представления о «Мацпене», организации
хорошо известной в левых кругах Израиля и Запада, но о которой по вполне
понятным причинам мало что написано на русском языке.

В качестве источника по «делу Мацпен» я использовал статью израильского
русскоязычного журналиста Дова Кортнера. К данной публикации следует
подходить с крайней осторожностью, из-за ультраправых взглядов автора. Из
это статьи я взял лишь не вызывающие сомнений факты, оставив в стороне
«выводы» автора.

Некоторые интересные подробности деятельности «Мацпен» мне рассказал
бывший член этой организации, активист израильского социалистического
движения Йоси Шварц. Так же стоит внимания интервью ветерана, и одного
из основателей «Мацпен» - Акивы Ор, опубликованное в газете израильской
«Индемедии» «Кан».

Начало

Игрун Социалисти Исраэли (Израильская Социалистическая Организация), -
таково полное название этой группы возникшей в 1962 году. «Мацпен»
(Компас) - это название партийной газеты, по которому как это часто
бывает, стали назвать всё организацию.

«Мацпен» основали четыре бывшие члена компартии - Илан Халеви, Акива Ор,
Моше Мехубар и Одед Пилевски, которые решили покинуть эту партию из-за
несогласия с политикой Советского Союза и коммунистических партий в других
странах. Позже один из «отцов-основателей» «Мацпен» рассказывал, что на
них оказали сильное влияние кубинская революция 1959 года и переворот
Касема в Ираке произошедший в том же году. В Ираке, где ситуация во многом
напоминала положение в России в 1917 году, компартия под давлением
советского руководства руководствовавшегося доктриной «двух стадий»
отказалась от претензий на власть, и как только массовое движения в
стране пошло на спад коммунисты были немедленно вырезаны режимом. (См.
http://www.1917.com/International/Arab/1051879976.html) На Кубе
просоветская компартия вообще не играла какой-либо роли в революции.
Последний каплей, побудившей будущих мацпеновцев выйти из партии, было
замалчивание партийным руководством разногласий между СССР и Китаем. По
мнению партчиновников простым коммунистом об этом знать не стоило.
Недовольные таким положением дел, сначала пытались изменить ситуацию, ведя
борьбу в самой партии, но добились только своего исключения. (Как
вспоминал Акива Ор как только он его товарищи заявили о своём решение
уйти из партии им ответили – «Вы не можете покинуть партию. Вы исключены».

На первом же организационном собрании новой группы было принято решение
выпускать ежемесячную газету и искать союзников по борьбе. Но по
техническим причинам газета «Мацпен» выходила не регулярно. В 1962 году
вышли только два номера. В следующем 1963 году вышло 11 номеров «Мацпен» и
это был рекорд. С 1964 по 1969 год вышли лишь 37 номеров газеты. Не
удалась и попытка найти союзников. Союз с другой крошечной группой -
«Союзом семитских рабочих» провалился с треском.

В 1962 году мацпеновцам казалось, что конфликт с арабами находится в
замороженном состояние. Массовые палестинские организации тогда ещё не
возникли, они появятся лишь в конце 60-х. Соседние арабские государства
были потрясены до основания недавними революциями или находились в
процессе накопления сил и модернизации. Хотя мацпеновцы требовали
немедленного возвращения палестинских беженцев и отмены военного
управления в палестинских землях Израиля, рабочий вопрос представлялся им
гораздо более актуальным. Конец 50-х, начало 60-х годов было временем
обострения классовой борьбы в стране. В 1962 году как грибы после дождя
росли рабочие комитеты. Мацпеновцы действовали по трём направлениям.
Во-первых, они пытались создать профсоюз, альтернативный сионистскому
монстру «Гистадруту» выступавшему и в роли «защитника интересов рабочих» и
в качестве крупнейшего собственника. Во-вторых, они пытались создать
рабочую фракцию в самом «Гистадруте». В-третьих, они пытались убедить
трудящихся сохранить рабочие комитеты на постоянной основе. Слишком
много задач для группы насчитывавшей в то время дюжину членов! На всех
трёх направлениях «Мацпен» потерпел фиаско.

Через полгода после создания «Мацпен» к нему присоединилась группа
арабов-троцкистов из Хайфы во главе с Джиброй Никола. Новые товарищи
оказали существенное влияние на отход мацпеновцев от сталинстской
ортодоксии. Так было принято марксистское определение, что конфликт с
арабами начался не в 1948 году, а с началом еврейской колонизации.

В 1965 году после долгих споров большинство «Мацпен» присоединилось к
пацифисткой организации «Олам хазе - коах хадаш» под руководством Ури
Авнери. Но союз не был долговременным. Хитроумный Авнери выжал из
мацпеновцев всё что можно для своей предвыборной компании в Кнесет, в 1965
году, но не дал им не одного поста в своей организации. К тому же для
большинства мацпеновцев он был слишком правым. Разрыв произошел на первом
же съезде «Олам хазе-коах хадаш» состоявшимся сразу после выборов.
Мацпеновцы покинули съезд, хлопнув дверью. В последствие они об этом не
жалели. В 1967 году нынешний лидер «Гуш шалом» в газете «Даф» опубликовал
ура-патриотическую статью под красноречивым название «Вперёд на Дамаск!».

Меньшинство мацпеновцев не пошедших на соглашение с Авнери работали с
РАКАХ. РАКАХ – Решима Комунистит Хадаша (Новый Коммунистический Список)
появилась вследствие раскола в Компартии (МАКИ). Группа Микониса-Сне
тяготела к сионизму, после войны 1967 году Моше Сне вообще оставил
коммунистическое движение, поддержал агрессию, за что и был причислен к
лику сионистских святых. (Интересно, что СССР до 1967 году поддерживал
именно эту группу!) Основатели РАКАХ, группа Вильнера-Хабаби, как говорили
злые языки, в свою очередь шли на уступки арабскому национализму. Обе
группы состояли из последовательных сталинистов. Контакты мацпеновцев и
РАКАХ были нерегулярны и часто заканчивались скандалами.

До 1967 года Израильская Социалистическая Организация особой активностью
не отличалась. Краткие периоды интенсивной работы, чередовались долгим
бездействием когда накапливались силы для новых боёв. В 1967 году
мацпеновцами была предпринята очередная безуспешная попытка, создать новый
альтернативный рабочий профсоюз.

Войны 1967 года стала поворотным пунктом в истории организации. Так
называемая «Шестидневная война» во многом напоминала недавнюю агрессию США
в Ираке. Европейская израильская армия буквально за пару дней изничтожила
армии Египта, Сирии, нанесла тяжелые поражения иорданским, иракским,
марокканским контингентам. За исключением нескольких очагов упорного
сопротивления арабские солдаты бежали, бросив технику и снаряжение. На
полную мощь работала пропагандистская машина – так называемые «кадры
штурма Иерусалима» транслируемые до сих пор по всему миру были отсняты
лишь через месяц по окончанию боевых действий. В этой войне израильтяне
продемонстрировали и свойственную им непринужденную жестокость.
Многочисленных египетских пленных либо гнали в пустыню на верную смерть,
либо просто клали под гусеницы танков… Эти факты были признаны
израильскими властями лишь в 90-х годах.

Началась оргия аннексий. Был аннексирован Восточный Иерусалим. В спешном
порядке начались строиться еврейские поселения в Гуш Эционе и на Голанах.
Завершая этнические чистоки 1948 годы, из своих домов были выкинуты
жители арабских деревень лежащих между Латруном и Иерусалимом. Но
захваченных палестинских землях, был установлен жестокий оккупационный
режим.

Власти и обманутое пропагандой израильское население ждали, что арабы
после военного поражению приползут на коленях в Иерусалим моля о мире.

В это время, в июле 1967 года вышел спецвыпуск журнала «Мацпен» - номер
36, посвященный шестидневной войне. В нём наперекор официальной пропаганде
утверждалось, что попытка навязать арабам силой израильскую позицию,
обречена на провал, и что война лишь отдалила разрешение
арабо-израильского конфликта. Мацпеновцы вместе с немногочисленными
союзниками – РАКАХ и группой радикалов, так же выступили против оккупации
арабских земель и взрывов домов. Лозунг «Долой Оккупацию!» стал основным
в пропаганде «Мацпен».

Их призыв был услышан. С 1967 года в ряды «Мацпен» вливаются десятки новых
членов – в основном молодых людей и эмигрантов. Идеи «Мацпен» получают
относительно широкое распространение. Ещё большую известность «Мацпен»
получает после ареста арабского члена организации, Халила Туама, за то
что тот приютил своего друга палестинского студента. Халила приговорили к
9 месяцам тюрьмы, но компания в его защиту сделал его известным далеко за
пределами Израиля. Вмести с ним, стало известно и имя «Мацпен».
Организация радикализировалась и приобрела известность и в Израиле и в
арабском мире. Заявления «Мацпен» публикует арабская пресса.

Постепенно меняется и сфера интересов мацпеновцев. Палестино-израильский
конфликт и национальный вопрос становятся для них основными темами дня.
Так если за первых два года существование газеты «Мацпен» публикации о
палестино-израильском конфликте составляли чуть более 22% статей, то в
1968-1969 году уже 43-45% статей были посвящены этому вопросу.

В 1968 многие лидеры «Мацпен» не сговариваясь, выехали за границу. Это
событие имело два последствия, – в организации произошла смена
руководства, выдвинулось второе поколение лидеров и был создан «Мацпен» за
границей – ISRACA или Israeli Revolution Action Committe Abroad.

Структура «Мацпен» и взгляды членов группы

Хотя израильская социалистическая организация возникла почти одновременно
с группами европейских «новых левых» она не относится к этому направлению
левого движения. Да, как и движение «новых левых», мацпеновцы проявляли
большой интерес к проблемам третьего мира, выступали против авторитаризма
и идеологического догматизма официальных компартий. Но с другой стороны,
«Мацпен» не был чисто молодежным, а тем более студенческим движением.
Молодёжная культура оказала на мацпеновцев меньшее влияние, чем на
западных «новых левых». «Мацпен» был более взрослой организацией, его
члены были более сознательны и ответственны, чем французская, американская
и итальянская молодежь вышедшая на баррикады в 1968 году. Да и за участие
в оппозиции мацпеновцы платили гораздо большую цену, чем их товарищи на
Западе. Нельзя говорить и о каком то особым влияние на израильских
леворадикалов со стороны модных европейских писателей и философов того
времени как Жан-Поль Сартар и Геберт Маркузе. Зато национальный вопрос
мацпенвовцы считали чрезвычайно важным.

«Мацпен» это специфический израильский феномен. Организация возникла в
результате кризиса сталинизма во второй половине 50-х годов и со временем
она вобрала в себя большинство израильских леворадикалов, не все из
которых были марксистами. Это стало следствие особых израильских условий –
крайней немногочисленности израильской не-сионисткой левой и жестокого
давления со стороны окружающих, на всякого кто смел отбиться от стада
идущего в «светлое сионистское будущие». У израильских радикалов 60-х было
только две опции – исчезнуть или объединится, и они пошли по второму пути.
Правда, это объединение было временным, идейные разногласия рано или
поздно должны были привести к расколу группы, что и произошло в начале
70-х, после двухлетнего периода быстрого численного роста.

Но тогда, в 60-х годах прошлого века всё выглядело иначе. Первые члены
«Мацпен», выходцы из компартии, чётко определяли себя как
марксистов-ленинистов, полагали, что их организация послужит основой для
массовой партии рабочего класса. По этой же причине никто не думал
сочинять устав и программу группы, считалось, что все необходимые
документы будут составлены после основания партии.

После резкого численного роста «Мацпен» в 1967 году, когда лозунг «Долой
Оккупацию!» привлёк в группу много новых людей с разными политическими
взглядами, к этой теме пришлось вернуться снова. Но в этот момент
мацпеновцам стало ясно, что написание программы приведёт к немедленному
расколу в организации. Пришлось ограничиться сочинением устава.

Мацпеновцы определяли себя как революционных социалистов. Целью
организации было построение социалистического общества в Израиле, как
части Ближневосточной Социалистической Федерации. Главным органом «Мацпен»
было общее собрание собиравшееся раз в три месяца. Были выделены три
основные отделения в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе.

Обязанности распределялись на добровольной основе. Так же существовала
практика ротаций по отношению к руководящим должностям. Каждый
мацпеновец должен был хоть раз занимать пост в секретариате организации.
Это обеспечивало максимальную демократичность деятельности группы. Но на
практике в «Мацпен» всегда выделялись несколько наиболее энергичных
активистов. Мацпеновцы признавали принцип демократического централизма,
но не всегда ему следовали. Допускалась свобода фракций и свобода мнений.
Вместе с тем существовало неписаное правило, что для окружающих «Мацпен»
выступает как единое целое – «мы».

За этим «единым» фасадом «Мацпен» сосуществовали почти все направления
левого движения того времени.

Нира Юваль-Давис выделяет три основные идейные направления в «Мацпен»
после 1967 года:

1. «Сионисты» - это прежде всего критики сионизма и люди выступающие
против зла причиненного палестинцам. Вопросы социализма, как правило,
отходили у них не второй план.
2. Группа солидарности с борьбой третьего мира против империализма. К
третьему миру, само собой разумеется, относились и палестинцы. В
дальнейшем это направление адаптировало идеи маоизма.
3. Троцкисты, принадлежавшие в большинстве своём к ламбертистской
тенденции. Для них была важна классовая борьба в израильском обществе.
Решение национальной проблемы они видели в социальной революции.

Подобная схема лишь частично отображает всё разнообразие идей
существовавших в «Мацпен». Так достоверно известно, что организации
существовало анархистское крыло. Многие мацпеновцы состояли в зарубежных
левых организациях различной направленности, что считалось допустимым.
Кроме этого в «Мацпен» существовали этнические группы и землячества:
«ватиким» (не ясно, речь идёт о старых членах организации или о старых
эмигрантах), «царфатим» (французы), «ха-ялидим» (уроженцы Израиля).

Поразительно идейное многообразие, существовавшее в «Мацпен» с 1967 по
1970 год сами члены организации считали малоудобным, но до поры до времени
с ним мирились. Правда если дискуссия нечаянно сводилась к одному из
исторических спорных вопросов левого движения, как например спор между
Лениным и Розой Люксембург о праве наций на самоопределение, аудитория по
свидетельству очевидцев моментально превращалась в сумасшедший дом.

Одними из факторов позволявшем сохранить единство группы в этой
обстановке был ближневосточный вопрос, по которому у мацпеновцев
установился относительный консенсус и которому уделялась львиная доля
времени. А при обсуждении ближневосточного вопроса основное внимание
естественно уделялось критике Израиля. Эта критика сводилась к трём
аспектам: критике израильской экономической системы, критике социальной
модели и критике государственного строя.

Хотя для иностранцев Израиль представляется развитым в экономическим
отношение государством, на практике израильская экономика это часть
экономики западного мира и без поддержки извне израильская экономическая
система рухнет. Поэтому в политическом и экономическом отношение Израиль
полностью подчинён воле Запада. Мацпеновцы конкретно отмечали хронический
дисбаланс внешней торговли в пользу импорта; несбалансированность
промышленности; отставание в развитии базовых отраслей экономики; низкий
процент работающих в обществе; более высокие прибыли в непроизводственной
сфере чем в производственной, непропорционально большой военный бюджет;
«выпадение» экономики из регионального рынка и т.д.

Далее утверждалось, что все государственные и общественные предприятия
Израиля это часть капиталистического рынка и не могут существовать без
притока иностранного капитала. После 1967 года Израилем была заимствована
модель Южной Африки – импорт рабочей силы с палестинских территорий. В
целом экономическая политика оценивалась как бесперспективная и ведущая к
кризису. Единственный выход мацпеновцы видели в социализме и интеграции в
экономику региона.

Выступая против социальной системы Израиля, мацпеновцы отмечали, что
израильские рабочие лишены профсоюзов, есть только «Гистадрут», он же
крупнейший работодатель в стране.

Интересы рабочих занимают последнее место среди государственных
приоритетов после обороны, поселенчества, абсорбции и т.д. И конечно
гораздо больше внимания уделяется иностранным инвесторам, по сравнению с
рабочими! (Напоминаю, что речь шла ситуации в конце 60-х годов 20 века.
А.К.)

Как временное решение мацпеновцы предлагали создать альтернативный
профсоюз, в отличие от расистского «Гистадрута» единый для арабов и
евреев. Наряду с ним предполагалась создать постоянные рабочие комитеты.
Но окончательно проблемы израильских трудящихся должна была разрешить
революция.

Решения остальных проблем израильского общества, мацпеновцы видели в
де-сионизации страны. «Мацпен» определял сионизм как расистскую
идеологию, которая судит о человеке по расовому критерию – еврей ли он по
матери или нет. Сионизм это часть европейского колониализма, он не
служит империализму, как утверждала компартия, сионизм это партнёр
империализма. Это партнёрство вовлекло Израиль в вечное противостояние с
народами региона. Первоначально в «Мацпен» была принята позиция ИКП, что
союз сионизма и империализма это следствие войны 1948 года, но позже под
воздействием хайфских троцкистов было решено, что союз между сионизмом и
имприализмом существовал с начала еврейской колонизации Палестины.

Сионизм для мацпеновцев это не решение еврейского вопроса, а Израиль это
самое опасное место для евреев. Юваль-Девис отмечала, что суждения членов
«Мацпен» по еврейскому вопросу были достаточно путанными. Немногие кто
разбирался в этой теме лучше других, как правило, ссылались на работу
Аврама Леона «Марксизм и Еврейский Вопрос».

Вопреки официальной израильской пропаганде мацпеновцы уже тогда
утверждали, что главная проблема Израиля, это не конфликт с соседними
арабскими режимами, а конфликт с палестинцами жертвами сионистского
проекта. У арабов отняли работу согласно принципу «авода иврит» (т.е.
евреи не должны брать на работу арабов). У арабов отняли землю в ходе
этнических чисток. Арабов вытеснили с местного рынка под девизом покупки
только еврейской продукции. Напоминаю, что это было сказано ещё в начале
60-х годов, когда палестинское национальное сознание ещё находилось в
процессе формирования.

Первоначально мацпеновцы говорили лишь о признание права палестинских
арабов на самоопределение, но с 1964 года возобладало мнение, что мир с
арабами надо делать не на национальной, а на наднациональной основе. В
1967 году в связи с оккупаций Западного Берега и сектора Газы на повестку
дня выдвинулся лозунг «Долой Оккупацию!», как первый шаг к разрешению
конфликта

Мацпеновцы

Формально, членом организации мог быть «каждый человек из Израиля
признающий программу организации, защищающий её, реализующий её,
соблюдающий устав, работающий в одной из наших организаций и платящий
взносы». Поскольку как мы знаем программа «Мацпен» так и не увидела свет,
то действительно актуальными остались лишь остальные параграфы устава.

Членами «Мацпен» как правило, были либо граждане Израиля, любо люди
проживающие в стране постоянно. Впрочем, членство в «Мацпене» сохраняли и
эмигранты поддерживающие связь с группой. 60-70% мацпеновцев были
гражданами и уроженцами Израиля. Их возраст колебался между 17-18 и 50-60
годами. Средний возраст большинства «мацпеновцев» был 25-30 лет.

80-90% членов «Мацпен» были мужчинами. Интересно отметить, что не одна из
жён членов организации так и не вступила в ряды израильских
революционеров. Юваль-Девис интересовавшаяся этим вопросом не раз
спрашивала мацпеновцев об этом обстоятельстве, на что получала вполне
сексистские ответы: «мол, жена очень занята по дому» и так далее.
Изоляция «Мацпен» от израильского общества привело к тому, что жены
членов «Мацпен» создали своего рода кружек «мацпеновских жен» где и
проводили вместе время, в то время как их мужья отдавали себя партийной
работе.

Арабы составляли около 10% членов организации. Большинство из них были
студентами. Такое небольшое количество арабов в партии объяснялось и
техническими трудностями в работе в арабских деревнях и конкуренцией со
стороны РАКАХ.

Почти все мацпеновцы, до присоединения к группе, состояли в каких либо
политических организация – коммунистических, молодежных, профсоюзных,
лево-сионистких и приходили в «Мацпен» с известным опытом политической
работы. Многие ещё со времён членства в молодежных сталинистских или
сионистках группах имели серьезные претензии к идеологии их старых
организаций. По профессиональному составу 60% мацпеновцев были либо
студентами, либо бывшими студентами. Большинство работали как
журналисты, художники, преподаватели, рабочие и кибуцники составляли
меньшинство членов организации.

Почти все члены «Мацпен» были выходцами из мелкобуржуазных семей, но на
эмоциональном уровне чувствовали себя как часть рабочего класса. У
некоторых из них, родители были коммунистами или либералами не сионистами,
другие наоборот вышли из фанатичных сионистских семей.

В организацию новых членов как правило приводили их друзья и знакомые.
Целенаправленные обращения людей прочитавших листовку или газету были
крайне редки.

Для того чтобы стать действительным членом «Мацпен» требовалось
проработать полгода в группе и подать две рекомендации от старых членов
организации. Всего в «Мацпен» на пике его деятельности в 1968-1970 годах
участвовало 70-100 человек.

Присоединясь к «Мацпен», человек, как правило полностью порывал со своим
старым окружением. Для израильского общества он был подобно прокажённому.
Узнав, что человек вступил в «Мацпен» знакомые рвали с ним связь, соседи
угрожали ему, нередко мацпеновцев избивали на улицах. Их увольняли с
работы, и они могли занимать только малозначительные должности в частном
секторе. За пределами организации он имел лишь немногих очень старых и
близких друзей, либо друзей из числа левых либо родственников.
Мацпеновцы-евреи крайне тяжело переносили свою вынужденную изоляцию.

Всё своё свободное время мацпеновцы отдавали работе в группе. Регулярные,
«плановые» собрание занимали до трех вечеров в неделю. Периодически
происходили различные внеплановые встречи по подготовке к акциям и
демонстрациям. Много времени уходило и на подготовку к печати газет и
листовок. Но и свободное время мацпеновцы проводили в совместном общение,
сидя обычно в иерусалимском кафе «Тамон». Это кафе напротив здания старого
кнесета существует и по сей день. До сих пор среди выходцев из России
ходят страшные слухи об этом месте «где собирались левые экстремисты ещё
более страшные чем МЭРЕЦ» (Для российских читателей замечу, что МЭРЕЦ это
весьма умеренная либеральная партия). Из-за постоянных преследований
спаянность между членами группы была чрезвычайно высока. Иногда устав от
политической деятельности и жизни в постоянном состоянии стресса
мацпеновцы брали «отпуск» и отходили от политики на пару недель, уезжали
загород, или в другую страну.

Почему же люди работали в таких исключительно тяжелых условиях,
сознательно становились изгоями общества, постоянно подвергаясь
моральному давлению, а иногда и физическим нападениям? Сами мацпеновцы на
этот вопрос отвечали по-разному. Многие надеялись увидеть победу
социализма ещё при своей жизни. Другие гордились тем, что являются
пионерами социалистических идей в арабском мире. У третьих вызывал
удовлетворения тот страх который государство испытывало по отношению к
ним. Большинство членов «Мацпен» разделали уверенность, что их организация
в скором времени станет важным фактором на израильской политической арене,
и будет играть ведущую роль в революционном процессе на Ближнем Востоке.

Повседневная работа «Мацпен»

Раз в неделю секции в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе проводили собрание по
текущей повестке дня. Обсуждался приём новых членов в организацию,
повестка дня, планировались акции. В Тель-Авиве и Иерусалиме постоянно
действовали кружки политического театра, в представлениях которого
отображались актуальные вопросы израильской жизни. После спектакля
проводился разбор их содержания. Раз в год «Мацпен» объявлял «День
открытых дверей», на который приглашалась пресса, представители различных
организации и потенциальные кандидаты в «Мацпен».

Следующим видом деятельности были уличные акции – раздача листовок,
продажа газет и демонстрации. Каждое подобное мероприятие было сложной
операцией из-за постоянной угрозы провокаций и нападений. Как правило, 2-3
человека продавали газеты или раздавали листовки, а ещё 2-3 человека
стояли в стороне, готовые прийти на помощь в случае нападения.
Демонстрациям предшествовали долгие и малоприятные переговоры с другими
организациями, отношения с которыми у «Мацпен» не складывались. Регулярные
визиты мацпеновцев на собрания других групп, с пропагандистским целями,
как понимают читатели эти отношения отнюдь не улучшали.

Газета «Мацпен» - ежемесячный рупор организации, выходила не регулярно, с
большими перерывами. Сначала её распространяли через газетные киоски, но
это оказалась слишком накладно, и мацпеновцы стали продавать газету с рук.
Внутренняя структура газеты «Мацпен» оставалась постоянной – в ней
помещалась информация о действиях организации, затем шел критический
разбор действий правительства, рассматривались вопросы связанные с
экономикой, сионизмом, отношениями с арабами, положением в мире. В конце
газеты помещались дискуссии на актуальные темы. Многие члены организации
были профессиональными журналистами, графиками и переводчиками, что
существенно облегчало издательскую работу.

Кроме газеты издавался ежемесячный листок для рабочих - «Даф ле-Поэль» на
облегченном иврите, в котором упор делался на вопросах классовой борьбы и
на повседневных проблемах. Выходил и ежемесячный сборник статей на
иврите, арабском и английском языках.

Пропагандистская работа строилась по следующей схеме: члены организации
искали людей несогласных с тем или иным социальным, политическим,
экономическим аспектом израильской действительности. С такими людьми
проводили индивидуальные беседы, им давали партийную литературу,
приглашали на собрания и на театральные постановки.

Поиск единомышленников шел во всех слоях израильского общества. Правда, в
«Мацпен» постоянно шли дискуссии, кому следует уделять больше внимания
исходя из скромных ресурсов организации – рабочим или интеллигенции? На
практике ответ на это вопрос так и не был дан.

До 1967 года мало кто слышал о «Мацпене». Предвыборная компания 1965 года
где «Мацпен» выступил в поддержку списка Ури Авнери расширила круг лиц
имеющих представления об этой группе, но следует учитывать, что и партия
Авнери была на периферии израильской политической сцены. После
шестидневной войны ситуация изменилась на 180 градусов. Лозунг
израильских социалистов – «Долой оккупацию!» стал плевком в лицо
израильскому обществу погрязшему в шовинизме и бившемуся в
националистическом экстазе после лёгкой победы. Камень упал в болото и
от него пошли волны.

Газеты начали бешенную антимацпеновскую компанию. Членов организации
называли «предателями», «аль-ФАТАХ», «самоненавистниками стремящимися
уничтожить государство». Слово «мацпеновец» стало синонимом слова «зло»,
как слово «коммунист» в 50-х годах. В антимацпеновской компании
особенно «отличилась» газета «Едиот Ахронот», роль которой была аналогична
роли изданий концерна Шпенглера в травле студентов в Германии в конце 60-х
годов. Против «Мацпен» выступили известные фигуры включая их бывшего
«союзника» Уди Авнери, написавшего злую антимацпеновскую статью
«Карикатура». Левый либерал Амнон Рубинштейн недавно прославившийся
нападками на отказников заявил, что «по сравнению с «Мацпен Квислинг
святой». Сравнение конечно неуместное. Уж если сравнивать «Мацпен», то не
с Квислингом, а с полковником фон Штауфенбргом.

«Мацпен» получила широчайшую известность, но увы, напуганные клеветой люди
обходили сатанинскую организацию стороной. Правда, нет худа без добра.
Перестаравшиеся газетные проститутки стали записывать в члены «Мацпен»
каждого кто выступал против оккупации палестинских земель в 1967 году, что
помогло многим преследуемым людям найти дорогу к израильским
леворадикалам. Годы после шестидневной войны стали временем численного
роста «Мацпен».

Израильская социалистическая организация отчаянно пыталась выйти из
политической изоляции в которой она оказалась. Делались попытки заключить
союз с различными партиями и организациями. «Мацпен» участвовал в
различных компаниях. Но существенного успеха все эти действия не принесли.

В отличии от западных левых того периода мацпеновцам не удалось превратить
университеты в оплоты своей деятельности, хотя большинство членов
организации были именно студентами или интеллектуалами. Особой
специализации на работе в высших учебных заведениях у них не было. В
выборах студенческий профсоюз «Мацпен» не участвовал. Иногда социалисты
выступали на студенческих собраниях, что нередко заканчивалось дракой.
Студенты-сионисты публично сжигали мацпеновскую литературу в кампусах.
После 1967 года мацпеновцы приняли участие в «Студенческом комитете за
безопасность путём мира» в котором кроме них входили коммунисты, арабские
студенты, либералы и левые сионисты. Но комитет распался, по мере того как
«Мацпен» стал в нём доминировать.

Не удалась и работа в кибуцах, хотя многие члены организации были по
происхождению кибуцники. Часть кибуцев, автоматически исключали
мацпеновцев, в других левых анти-сионистов долго и изощренно травили.

Большие надежды в «Мацпен» возлагали на молодежь. С одной стороны именно
в то время на Западе поднялся молодежный бунт «новых левых». С другой
стороны, для призывников после 1967 года резко возросла опасность
погибнуть на Синае или на оккупированных землях. Но власти не дремали. В
школы мацпеновцев не пустили. В ответ была выпущена листовка: «Кто боится
«Мацпен»? подписанная школьниками, сочувствующими организации. Были
сделаны попытки, создать молодежные кружки или помочь молодежи создать
свою организацию. Тут вмешались родители, делавшие всё чтобы
воспрепятствовать контактам их детей с «врагами народа».

Арабы были представлены преимущественно студентами. Несколько арабов –
троцкистов и маоистов изгнанных из компартии Хайфы присоединились к
организации в самом начале пути. Большая часть этих людей были
интеллектуалами из крупных арабо-еврейских городов, таких как Хайфа или
Тель-Авив-Яффо. Были контакты с арабами из других левых организация.
Самой большой бедой было то, что не удалось установить связь с арабскими
деревнями. Военные власти не допускали приезд туда левых агитаторов.
Издание «Мацпен» на арабском было запрещено. В одноразовом издании до 80%
номера было вырезано цензурой.

Самое больше разочарование постигло израильскую социалистическую
организацию в работе с рабочими. На протяжении 60-х годов предпринимались
попытки создать свой профсоюз и фракцию – все они закончились ничем.
Мацпеновцы приняли участие в забастовке почтальонов и ашдодских
портовиков. Пресса называла ашдодских забастовщиков как и мацпеновцев
«предателями» и «аль-ФАТАХ». Агитаторы «Мацпен» указывали на это рабочим,
демонстрируя клевету властей. Рабочие внимательно слушали то что им
говорят, читали «Даф ле-Поэль» издаваемый специально для них, но к
«Мацпен» не присоединялись. Мацпеновцам так и не удалось наглядно
продемонстрировать рабочим связь агрессивной внешней политики и роста
эксплуатации. В конечном итоге в «Мацпен» состояло только 4-5 рабочих –
все они бывшие члены компартии.

Интересно, что самые заметные успехи «Мацпен» были достигнуты в работе с
новыми эмигрантами – «олим». Первоначально организация не работала с
эмигрантами и относилась к ним крайне отрицательно как к людям
дезертировавшим от революционной работы в своих странах и приехавшим по
призыву сионисткой пропаганды на оккупированные палестинские земли. Потом
позиция мацпеновцев смягчилась и среди олим распространялся сатирический
пропагандистский сборник «Анти-Ульпан» где «Мацпен» представлялся как
компас для потерявшихся в океане шовинизма и национализма. В результате
мацпеновской пропаганды часть эмигрантов, преимущественно выходцев из
Франции и Латинской Америки, вернулись домой, а другие присоединись к
организации.

Наши люди заграницей

Как известно в начале 20 века сионистские партии были сильнее и
многочисленнее в Восточной Европе чем в самой Палестине. Подобная
традиция сохранилась и по сей день. Самые отмороженные сионисты-поселенцы
требующие истребления всех арабов до четвёртого колена проживают, как
правило, где-нибудь на Брайтон-Бич или в Москве. А где-нибудь в Бельгии
или во Франции ещё существуют молодежные отделения «Ха-Поэль-Ха-Цаир». Так
что наличие «филиалов» в «проклятом галуте» это добрая израильская
политическая традиция Не отказались от неё и левые радикалы, но в этом
случае процесс носил обратный характер.

В 1968 году несколько мацпеновцев покинули землю обетованную и перебрались
на Запад. Там ими была создана организация, получившая название
ISRACA -Israeli Revolution Action Committee Abroad. В задачи этой группы
входила пропаганда идей МАЦПЕН в Европе и Америке и распространение
информации о происходящем на Ближнем Востоке. Состав группы не был
постоянным. Многие члены ISRACA уезжали обратно в Израиль. На их место
приезжали другие товарищи. Некоторые евреи, жители стран, где
действовала ISRACA присоединились к этой организации. Связь между ISRACA
и «Мацпен» в Израиле не прерывалась никогда.

Информация, предоставляемая МАЦПЕН, оказалась востребованной. Следует
заметить, взгляды европейских левых на ситуацию на Ближнем Востоке ещё в
середине 60-х годов разительно отличались от позиции, которую они заняли
сразу же после шестидневной войны. Важную роль в этом перевороте сыграла и
пропаганда ISRACA.

В течение многих лет для большинства европейских левых, Израиль
представлялся государством «всеобщего благосостояния», где у власти
находится социал-демократическое правительство. Разумеется, у этого
государства были «отдельные недостатки», но они не шли не в какое
сравнение с тиранством соседних арабских королей и шейхов. Симпатии к
Израилю до 1968 испытывал даже Иссак Дойчер несколько раз посетивший эту
страну. Со временем отношение к Израилю менялось, и менялось не в лучшую
стороны – тройственная агрессия 1956 года, репрессии против палестинцев,
союз с Западом, всё это не способствовало улучшению имиджа страны в глазах
радикалов. Но коренной переворот в мировоззрение наступил только после
1968 года.

Жестокость захватчиков и возникшее палестинское сопротивление стали
толчком к изменению ситуации. В странах Европы и Америки стали возникать
комитеты солидарности с Палестиной. У представительств Израиля стали
появляться пикеты протестующих граждан. К ужасу израильских чиновников,
испугано смотревших на улицу в щели между задёрнутыми шторами, многие
плакаты демонстрантов были написаны на иврите. Люди держащие их в руках
были мацпеновцами.

Члены ISRACA много сделали для распространения среди европейских левых,
правдивой информации о положение дел в Израиле и на оккупированных
территориях. Их пример привлёк в движение солидарности с Палестиной многих
молодых европейских и американских евреев, ранее остававшихся в стороне,
из-за боязни навлечь на себя обвинение в «антисемитизме».

Израильские власти были пойманы врасплох изменением отношения к их стране
со стороны левых. Были предприняты попытки, противодействовать
мацпеновской пропаганде. За казенный счёт издавались книги и памфлеты,
авторами которых были сегодняшние «левые» и «пацифисты» – Амос Оз, Алеф
Бет Йхошуа и другие. В этих изданиях предназначенных специально для «новых
левых», пересказывались красивые байки об Израиле как о «бесклассовом
социалистическом обществе, ведущем борьбу с советским империализмом».
Разумеется, в них категорически отрицался геноцид арабского населения
Палестины в 1948 году и прочие неблаговидные деяния режима. Но поезд
ушел. Влияние эти книжонки уже не на кого ни оказали.

ISRACA довольно тесно сотрудничала с палестинскими организациями, что
порой вызывала критику израильских товарищей. Чем это было вызвано?
Дело в том, что ООП, организация Арафата с момента своего возникновения
выступила за «демократическую Палестину для всех её граждан»- лозунг
непостижимый для самых либеральных сионистов и по сей день. С другой
стороны было вполне очевидно мелкобуржуазное нутро этих националистов. О
социальной революции Арафат не заикался даже во время визитов в Москву.
Тем более из программы Арафата было не ясно, какое будущие он готовит
евреям Палестины. Сохранят ли они свои права после создания «единого
демократического государства» о котором говорил лидер ООП? У мацпеновцев
не было ответа на этот вопрос.

Несколько лучше мацпеновцы относились к Народному Фронту освобождения
Палестины, организации провозгласившей себя революционной и марксистской.
Но проблема еврейского вопроса оставалась открытой и здесь.

Критиковали мацпеновцы и «прогрессивные» режимы в соседних арабских
странах – Египте, Сирии, Ираке. По мнению израильских левых революция там
остановилась на полпути, что привело к установлению бонапартистских
режимов, нередко враждебных интересам трудящихся.

Между тем положение в Европе отличалось от ситуации в Израиле.
Популярность палестинского движения, стремление не отрываться от масс
привело к всё более тесному сотрудничеству между членами ISRACA и ООП.
Как правило, члены этих организации выступали вместе на митингах в защиту
Палестины, подписывали совместные декларации. Критика ООП и других
палестинских организаций отошла на второй план, по сравнению с главной
задачей – борьбы против израильского милитаристского монстра. Илан
Халеви, один из израильских мацпеновцев даже стал членом ООП и близким
соратником Арафата. Существует много легенд о еврейских и израильских
волонтёрах в рядах палестинских формирований защищавших Бейрут в 1982 году
от войск генерала Шарона.

Последствия такого одностороннего подхода, уступки национализму, имевшего
мало общего с марксизмом не замедлили сказаться. Действия ISRACA
способствовали тому, что европейские левые бросились из одной крайности в
другую, – начался период увлечения палестинским движением, в том числе и
его откровенно буржуазными и националистическими направлениями. Лишь
немногие западные марксисты услышали и поняли мацпеновскую критику ОПП и
других палестинских организаций. Никто из них не услышал умершего в 1974
году Джибра Николая сказавшего: «Подождите и увидите, Арафат продаст
Палестину сионистам».

И всё же заслуга «Мацпен» и ISRACA как интернационалистов велика. Отдача
от их пропаганды на Западе превзошла все ожидания. Во многом благодаря им
марксисты смогли сформулировать своё отношение к конфликту на ближнем
востоке, повлияли мацпеновцы и на европейских «новых левых». И сегодня в
странах Америки и Европы действуют израильские пацифистские и
правозащитные организации, но их влияние и роль не составляют и малой
части влияния и роли мацпеновцев.

«Дело Мацпен»

Когда Юваль-Девис заканчивала свою магистерскую работу дни «Мацпен» как
единой организации были уже сочтены. Идеологически несовместимые фракции
окрепли настолько, что могли уже существовать вне единой организации даже
в нелёгких израильских условиях. Первый раскол произошел в уже 1970 году,
когда от «Мацпен» откололись сторонники ламбертистов («Авангард») и
группа солидарности с борьбой третьего мира тяготевшая к маоизму. Важно
отметить, что большинство лидеров раскольников пришли в организацию после
войны 1967 года.

В контексте «Дела Мацпен» для нас представляет интерес именно вторая
группа. Она называлась «Революционный Коммунистический союз», но как и в
случае с «Мацпен» все знали данную организацию по названию журнала её
«Маавак» («Борьба»). Но и эта группа не была долговечна. В 1971 году, Дан
Веред, математик из Тель-Авива, вышел из «Маавак» недовольный умеренностью
этой организации, и вместе с другими товарищами основал группу «Хазит
Адума» («Красный фронт»).

Члены «Хазит Адума» полагали, что им надо установить более тесный контакт
с палестинским движением. В этом им вызвался помочь некий Дауд Турки,
владелец книжного магазина в Хайфе. Роль этого человека в дальнейших
событиях вызывает много споров. Некоторые израильские левые и сегодня
подозревают, что Турку был провокатором Шин Бет, – израильской службы
безопасности и его вмешательство определило дальнейшую судьбу «Хазит
Адума». Турку много говорил о подполье, о насилии, о действиях методами
палестинских партизан и в конце концов предложил помочь установить
контакт с Организацией Освобождения Палестины.

На встречу с представителями ООП отправился Уди Адив, уроженец кибуца
Ган-Шмуэль, герой шестидневной войны, бывший член «Ха-Шомер Ха-Цаир»,
член «Мацпен» с 1967 года. Как выяснилось в дальнейшем, вся поездка
проходила под пристальным наблюдением израильских спецслужб. В Афинах Адив
встретился с представителем ООП назвавшим себя Абу-Камалем. Настоящее имя
этого человека было Хабиб Кахваджи. За участие в сопротивление он был
брошен в тюрьму в 60-х годах, но в 1968 году его внезапно освободили и
выслали заграницу. Следует напомнить, что в те годы в палестинских
организациях было больше израильских агентов, чем дырок в хорошем сыре.

После встречи в Афинах Адив и Абу-Камаль договорились о следующей встрече
через год. На эту встречу летом 1972 года поехал Дан Веред. Из Афин
палестинцы переправили его в Бейрут, а уже оттуда по сирийскому паспорту
доставили в Дамаск – один из важнейших центров палестинских изгнанников.
В сентябре того же года в Дамаск ездил по тому же маршруту и Уди Адив. В
Сирии израильтянам показывали местные достопримечательности, а так же
обсуждались варианты дальнейшего сотрудничества между израильскими
диссидентами и палестинцами.

Впечатления Адив и Веред за время пребывания в Сирии были отнюдь не
однозначны. С одной стороны они были рады, что реализовали свои давние
планы, – сотрудничество между палестинцами евреями и арабами перешло из
области теории в реальность. С другой стороны их отталкивал национализм
палестинцев, их игры с сирийскими спецслужбами, которые хотели превратить
израильтян-оппозиционеров в своих агентов.

Но время членов «Хазит Адума» уже истекло. Израильские спецслужбы решили,
что всё уже готово для показательного процесс призванного
продемонстрировать измену цвета израильской молодежи. В декабре 1972
начались аресты.

Подсудимые не видели за собой вины, – единственное их преступление было
контакты с сирийцами и палестинцами. Формально это считалось уголовным
преступлением до конца 80-х годов, но де-факто подобные связи
существовали постоянно. Поэтому власти назвали процесс «Делом и шпионаже
в пользу Сирии» или «Дело Мацпен» (!). О палестинцах в деле не говорилось
ничего – ведь такого народа, по мнению тогдашнего премьер-министры Голды
Меир, просто не существовала. Пресса раздувала истерику и требовала
суровой кары «предателям».

Членов «Хазит Адума» среди прочих грехов обвиняли и планирование
террористических актов на территории Израиля. Но ничего конкретного на
этот счёт следствию доказать не удалось. Адив и его товарищи подобно
запаодноевропейским радикалам видели себя как авангард палестинских
партизан на территории Израиля и многократно заявляли о готовности перейти
к вооруженной борьбе. Но на практике, дальше деклараций дело не пошло, а
сами громкие заявления были подшиты в обвинительное заключение.

Но дух подсудимых не был сломлен. В зал суда они вошли распевая
революционные песни. Они честно выражали свои убеждения, что приводило
судей в бешенство. Приговор был жесток.

Дауд Турки и Уди Адив были приговорены к 17 годам лишения свободы, Анис
Карауи и Субхи Наарани получили по 15 лет каждый, Дан Веред получил 10
лет, Йехезкеля Коэна отправился в тюрьму на семь лет. Четыре года тюрьмы
получили Давид Купер, Рами Ливне и Мали Лерман.
В защиту заключенных была развёрнута компания по всему миру. Были
направлены обращения и защитникам Сахарова, но те уклонились от ответа…
Преследования не ограничились процессом 1973 года. В 1974 году «за
недоносительство» и контакты с арабами в тюрьму были отправлены и
нескольких членов группы «Маавак».

Конец

Пока мацпеновцы-маоисты летали в Сирию и готовились к городской
партизанской войне на улицах Петах-Тиквы остатки «Мацпен» продолжали
размножаться почкованием. Второй раскол произошел в 1972 году. На месте
единой организации возникли «Мацпен Ирушалми» и «Мацпен Тель-Авив».
Забавно, что в дальнейшем Иерусалимский «Мацпен» пополнился членами из
Тель-Авива, а в Тель-авивском «Мацпене» появились иерусалимские кадры, но
названия остались. Иерусалимский «Мацпен» иногда называл себя
марксистским, его члены объявили себя сторонниками идей Четвёртого
Интернационала. В Тель-Авивском «Мацпене» проповедовалась свобода идей и
мнений.

Война 1973 года, в отличие от войны 1967 года не привела к новому росту
организаций – приемников «Мацпен». Общество было запугано недавними
политическими процессами и ещё не отправилось от шока после тяжелых
потерь в начале войны. Многие мацпеновцы перед лицом репрессий были
вынуждены эмигрировать заграницу. В самих же левых группах нарастали
разногласия по вопросу ставшему для израильских левых в последующие годы
основным: Сколько государств должно быть к западу от Иордана - одно или
два? Иерусалимский «Мацпен», Тель-Авивский Мацпен, «Авангард»
раскалывались, объединялись, пытались создать коалицию с другими группами
в том числе и с «Чёрными пантерами» группой радикалов-сефардов (См.
http://www.israel.marxist.com/izr/panter.htm), но их влияние неуклонно
падало и к началу 80-х годов сошло на нет.

Таким образом, завершилась важная эпоха в радикальной истории Израиля –
эпоха «Мацпен». Никогда до этого в Израиле не существовало столь заметной
леворадикальной антисионистской организации. Выводы и оценки мацпеновцев
по многим проблемам, характеру израильского государства, проблемам
израильской экономики, конфликту с палестинцами не потеряли своей
актуальности и по сей день. Мацпенвцы были первыми, кто поднял голос
против оккупации в удушливой атмосфере шовинизма и национализма.
Ненависть буржуев и их прислужников к мацпеновцам сильна и по сей день
настолько, что для того чтобы сорвать в хайфском университете лекцию
старого и трижды покаявшегося Ури Адива был издан специальный приказ
ректора университета, закрываются аудитории и созываются десятки
вооруженных охранников. (См. http://www.israel.marxist.com/izr/dekan.htm)
Но борьба за свободу народов живущих на территории Израиля и Палестины
продолжается, она может закончиться только свержением тирании и
совместным существованием двух народов в единой социалистической
Палестине – части Ближневосточной Социалистической Федерации.

Артем Кирпиченок

Приложение

Хронология акций «Мацпен» с 1962 по 1970 год (В некоторых из перечисленных
ниже акциях мацпеновцы принимали участия вместе с членами других
организаций -МАКИ, РАКАХ, «Коах хадаш Ха Олам Хазе», арабскими
студентами).

1962 год

Декабрь – раздача листовок бастующим рабочим, призывы продолжать борьбу,
реформировать «Гистадрут» и превратить рабочие комитеты в постоянный
рабочий орган.

1963 год

Февраль – участие в собрании за упразднение военной администрации на
арабских землях Израиля.

Август – участие за создание израильского комитета за свободный Курдистан.

1964 год

Январь - распространение листовок с призывом выйти на борьбу за
увеличение заработной платы и с призывами не верить «Гистадруту».

Февраль – сообщение для рабочих комитетов о начале цикла лекций за
изменение характера «Гистадрута».

Июнь - акции против действий военной администрации закрывшей культурные и
спортивные учреждения в городе Тира. Подано письмо протеста подписанное
мацпеновцами и представителями закрытых клубов.

1965 год

Октябрь – участие в предвыборной компании партии Ури Авнери «Олам ха зе -
коах хадаш».

1966 год

Март - призыв к рабочим бороться за увеличение заработной платы и против
опасности безработицы.

Ноябрь – десятилетие резни в Кфар Касем. От «Мацпен» на акции памяти
выступал Одед Пилевский.

Декабрь - уход «Мацпен» с учредительного съезда «Олам ха зе - коах хадаш».

1967 год

Март - призыв к созданию единого фронта всех левых сил – двух компартий,
группы МАПАМ, «Коах Хадаш», «Пеула Шемит».

Май - заявление «Мацпен» по арабо-израильскому конфликту зачитанное на
«Дне Палестины» в Париже Натаном Винштоком.

Июнь - две совместные еврейско-арабские декларации о кризисе на Ближнем
Востоке и о последствиях войны сделанные членом «Мацпен» Акивой Ором и
«Палестинским Демократическим Фронтом» опубликованы в «Таймс» в Голандии.

Август - участие в написание листовки против взрывов домов и
административных арестов, текст опубликован в «Ла Монд» и в «Правде».
Ноябрь - создание «Комитета мирной инициативы» за эвакуацию территорий как
первое условие для решения конфликта. Публикация заявления для прессы с
призывом освободить Халила Таума.

1968 год

Февраль – заявление для прессы с требованием освобождения оккупированных
территорий. Демонстрация в Еврейском Университете в Иерусалиме против
ареста Халила Таума.

Март - демонстрация у здания суда где слушалось дело Таума. Демонстрация у
здания «Кибуц Арци» против решения кибуца Некба изгнать Илана Шарифа из
кибуца за участие в «Мацпен». Пропаганда и разъяснительная работа в
Европе. Срыв акций солидарности с Польшей в Еврейском Университете –
распространялась листовка «Позор шовинизму в Польше и в Израиле!» Письмо
солидарности направленное СДС после покушения на Руди Дучке.

Апрель – демонстрация «Комитета студентов и преподавателей в защиту прав
человека». Сидячая акция против ареста Махамуда Садика.

Июнь – демонстрация у посольства США против войны во Вьетнаме

1969 год

Январь –публикация заявления «Долой оккупацию!» Демонстрация у посольства
США в знак солидарности с Вьетнамом. Планирование публичного собрание в
Тире по политике Израиля на оккупированных территориях. (Собрание не
состоялось из-за запрета спецслужб). Демонстрация напротив кнесета, против
убийств людей в Рафиахе и оккупации. Акция солидарности с бастующими
женщинами Восточного Иерусалима.

Март-демонстрация солидарности с рабочими Ашдода. Участие в организованной
коммунистами демонстрации против войны во Вьетнаме. Всеизраильское
собрание протеста студентов и школьников в Хайфе против угнетения на
оккупированных территориях. Заявление для прессы, в котором выражается
протест против анти-мацпеновской кампании развязанной в газете «Едиот
Ахранот» и разъясняется позиция «Мацпен».

Май - раздача листовок «Истинное лицо МАПАМ» против строительства
поселений на Голанских Высотах у входа на международный мирный симпозиум.
Участие в демонстрации РАКАХ 1 мая в Яффо, потом мацпеновцы пошли на
демонстрацию МАКИ на площади Дизенгоф под лозунгом «Власть Рабочим».
Функционеры компартии позвали полицию чтобы прогнать мацпеновцев.
Демонстрация против войны во Въетнаме.

Июнь - участие в демонстрации у Тель-Авивского музея вместе с немецкими
студентами против участия Шпрингера в открытие музейной библиотеке.
Демонстрация у кнесета против оккупации в годовщину шестидневной войны.

Август – демонстрация поддержки бастующих почтальонов.
Октябрь - раздача листовок в Назарете перед выборами. Призыв голосовать
за РАКАХ. Часть членов «Мацпен» арестованы полицией.

Декабрь - письмо всем оппозиционным силам с призывом создать
согласительный комитете. Демонстрация против коллективных наказаний на
оккупированных территориях у стен кнесета. Демонстрация против войны во
Вьетнаме у посольства США. Письма общественным деятелем против решения
цензуры запретить большинство статей в газете «Мацпен». Встреча с главным
цензором по этому вопросу.

1970 год

Январь - демонстрация против коллективных наказаний на оккупированных
территориях в кампусе Иерусалимского Университета.

Февраль - демонстрация против коллективных наказаний на площади Дизингоф в
Тель-Авиве.

Март - демонстрация против административных арестов и нового свода
действий в чрезвычайных ситуациях в Тель-Авивском университете.

Апрель – раздача листовок с выражением позиции «Мацпен» на демонстрации
против «дела Гольдмана».


Библиография

1. Nira Uval-Devis, Mazpen-Irgun Sozialisti Israeli, Irushalim, 1977.
2. David Merchav, “Maavak mitmashech: Raion im Akiva Or”, in Kan, №28, 2003
3. Дов Конторер, Логика следующего шага, Окна, 09.01.03.
4. Наум Вайман Весна документальная, Окна, 22.05.03

www.israel.marxist.com Искра