Автор:              Юрий
Марксистская Рабочая Партия.
3 января 2002г.

О РЕВОЛЮЦИЯХ

На днях в рассылке stachkomru появилась статья члена ЦК РКРП-РПК В. Шапинова "Бывают ли правильные революции?" В материале дан очередной пример сталинистской кондовости, которую в марксистско-ленинских кругах принято считать "стойкостью" и "принципиальностью". Новейшая история, в общем-то, уже распорядилась судьбой этого политического течения, отправив большинство его ПРАКТИЧЕСКИХ достижений на музейную полку. Однако статья В. Шапинова дает хороший повод поговорить здесь о том, какие бывают революции.

Согласно марксистской НАУКЕ, революции нужно делить не на "правильные" и "неправильные", а, как минимум, на СОЦИАЛЬНЫЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ. Хотя и это деление тоже условно! Так как каждая революция одновременно несет с собой перемены как социальные, так и политические.

В работе "Критические заметки к статье "Пруссака"" Маркс отмечает: "Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она СОЦИАЛЬНА. Каждая революция низвергает старую власть и постольку она имеет ПОЛИТИЧЕСКИЙ характер". Тем не менее, политическая революция (социально-политическая) существенно отличается, по мнению Маркса, от революции подлинно социальной! Первая выводит общество на новую ступень В РАМКАХ эксплуататорской формации: общества, знающего деление на классы и потому знающего эксплуатацию; знающего отделенный от общества репрессивно-управленческий аппарат государства: монархию, республику, смеси и разновидности первого и второго; знающего обмен товарами: развитый или только развивающийся и не везде преобладающий. В качестве самых ярких примеров социально-ПОЛИТИЧЕСКИХ революций (то есть не приобретших КАЧЕСТВА подлинной социальной революционности!) можно привести Великие французскую и Октябрьскую революции.

Грядущая же социальная революция покончит с делением на классы, эксплуатацией, социальной иерархией, государством, товарным обменом, рынком - выведет общество уже НЕ на новую грань эксплуататорской формации, а ЗА (!) эту грань!

Вместе с тем, каждая политическая революция, как движение масс, как опыт их самоорганизации и революционных действий дает нам ПРООБРАЗ революции социальной, хотя и не саму эту революцию. В лучшем случае, политическая революция может - при необходимой совокупности условий, разумеется - явиться лишь исходным пунктом революции социальной, коммунистической.

Итак, согласно марксистской науке, эти два вида революций обязательно нужно различать! И тогда революционность иных стран "третьего мира" не будет порождать необоснованных иллюзий, а вслед за ними и РАЗОЧАРОВАНИЙ. Горький пример противоположного подхода нам дают анархисты. Когда Великий Октябрь, следуя логике революции социально-ПОЛИТИЧЕСКОЙ, воспроизвел, в конечном счете, социальное неравенство, классы, эксплуатацию, государство, товарный обмен, рынок - понятно, в весьма специфичной форме - т.е. все атрибуты эксплуататорского общества, анархи отвернулись от него! Это потому что, по их мнению, ВСЕ революции имеют целью достижение анархического идеала. Когда история опровергла иллюзию о социалистическом характере Октября, анархисты не смогли увидеть его ПРОГРЕССИВНОСТЬ! А она в том, что Великий Октябрь на деле был построенным руками российского ПРОЛЕТАРИАТА и крестьянства, двигателем БУРЖУАЗНОГО развития страны: перехода России-СССР от патриархального и мелкотоварного производства к индустриальному крупнопромышленному. Октябрь открыл дорогу ускоренному формированию нового пролетариата (подлинно социальная революция, наоборот, УПРАЗДНИЛА бы пролетариат вместе со всеми другими классами!). Не будем повторять анархистских ошибок. Нужно различать, с КАКОЙ революцией мы имеем дело. Тогда будет ясно, чего не следует ожидать от ДАННОЙ революции! Но Октябрь, конечно, не был "обычной" буржуазной революцией! Мы имеем дело со случаем, о котором писал Маркс в работе "Морализирующая критика и критизирующая мораль:" (Соч., 2-е изд., т.4, с.298): ":Поэтому, если пролетариат и свергнет политическое господство буржуазии, его победа будет лишь кратковременной, будет лишь вспомогательным моментом самой буржуазной революции,- как это было в 1794г.,- до тех пор, пока в ходе истории, в ее "движении" не создались еще материальные условия, которые делают необходимым уничтожение буржуазного способа производства, а следовательно также и окончательное свержение политического господства буржуазии".

": вспомогательный момент самой БУРЖУАЗНОЙ революции" - вот "приговор" Маркса пролетарской революции в отсталой стране, где еще нет материальных предпосылок для коммунизма! А то, что Россия начала прошлого века волне относилась к таким странам, признавал и Ленин. Но до 1917-го года все большевики сходились на том, что перед страной стоят задачи БУРЖУАЗНОЙ революции. С меньшевиками они спорили "лишь" о том кто будет лидером этой революции: буржуазия или пролетариат. Да и саму революцию революционеры называли не просто "пролетарская" или "рабочая", а "рабоче -КРЕСТЬЯНСКАЯ". Но это уже другая большая тема.

Конечно, градация революций далеко не исчерпывается делением на социальные и политические. Если говорить о Великом Октябре, нужно вспомнить ЛЕНИНСКУЮ (!) идею о буржуазных революциях в "ШИРОКОМ" и "УЗКОМ" смысле. Ленин рассматривает такие революции на примере Франции, но и Россия прошлого века дает отличный пример, подтверждающий ленинскую теорию! Однако об этом как-нибудь позже.

Ну и в завершении подчеркну, что вовсе не надеюсь, найти понимание у В.Шапинова и других сталинистов. Они не могут ТУТ быть объективны и по-своему в этом правы. Ставка на политические революции в отсталых странах - стержень "марксизма-ленинизма" (т.е. позднего ленинизма и сталинизма). Но если Ленин еще вспоминал, что социализм в России возможен ТОЛЬКО при условии победы СОЦИАЛЬНОЙ революции на Западе, то сталинисты полностью спрятались за национальный "железный занавес" и просто провозгласили свой режим "социалистическим"! Впрочем, теперь это уже вопрос истории, вопрос прошлого. Всемирная же социальная революция - это вопрос будущего. И ее исход решится именно там, где капитализм дошел до своей высшей фазы и этим сформировал МАТЕРИАЛЬНЫЕ предпосылки коммунизма - в наиболее капиталистически развитых странах, охваченных ныне объективным процессом интеграции!

Юрий, Марксистская рабочая партия