Автор:              Юрий
Марксистская Рабочая Партия.
7 января 2002г.

Предлагаю продолжить разговор о видах революций, начатый в статье члена ЦК
РКРП-РПК В. Шапинова "Бывают ли правильные революции?" Сегодня, думаю, важно
вспомнить о ЛЕНИНСКИХ открытиях в этой сфере - о революциях в "широком" и
"узком" смыслах. Марксисты начала прошлого века хорошо понимали, что не
всякая революция ведет в коммунизм. А вот те, кто считает себя их
наследниками, похоже, утратили часть этих знаний. Да только ли этих? Выходит
марксизм в России-СССР - там, где он "победил" - не развивался, а
деградировал?..

РЕВОЛЮЦИИ "ШИРОКИЕ" И "УЗКИЕ"

Эпоха великих революций рождает выдающиеся открытия в теории революций. Одно
из таких открытий принадлежит В. Ленину. В 1910 году он так говорил о
понятии "завершение буржуазно-демократической революции" :
"Если его употребляют в ШИРОКОМ смысле, под ним разумеют решение объективных
исторических задач буржуазной революции, "завершение" ее, т.е. устранение
самой почвы, способной родить буржуазную революцию, завершение ВСЕГО ЦИКЛА
буржуазных революций.
В этом смысле,
например, во Франции буржуазно-демократическая революция
завершена была лишь 1871 годом, а начата в 1789 году.

Если же употребляют слово в УЗКОМ смысле, то имеют в виду "революцию
отдельную, одну из буржуазных революций, одну из "волн", если хотите,
которая бьет старый режим, но не добивает его, не устраняет почвы для
следующих буржуазных революции. В этом смысле... революция 1789 года во
Франции была "завершена", скажем, в 1794 году, нисколько не устранив этим
почвы для революций 1830, 1848 годов". (ПСС,
т. 19, сс. 246-247).


Итак, Ленин выделял "широкую" и "узкую" БУРЖУАЗНЫЕ революции!
Первая охватывает ВЕСЬ ЦИКЛ (!) буржуазных преобразований проведенных
революционным
путем. Вторая - одна из "волн" ВНУТРИ этого цикла! "Широкая" буржуазная
революция во Франции длилась около 100 лет (1789-1871). Но ВНУТРИ нее
бушевали отдельные революционные "волны": 1789-1794, 1830, 1848, 1871.
Вспомнив об этом, мы по-новому можем взглянуть и на российскую историю.
Тогда многое станет на свои места!


С одной стороны, революционные буржуазные преобразования в России начались в
1905 году. События этого года Ленин характеризовал как революцию буржуазную
по СОДЕРЖАНИЮ, пролетарскую ПО ФОРМЕ. Действительно, неравномерность
развития огромной страны привела к тому, что рядом с патриархальным общинным
укладом существовали уже и капиталистические монополии, а значит и вполне
развитый пролетариат. Конечно, он не мог остаться в стороне от вызревавшего
революционного процесса:

С другой стороны, почва для НОВЫХ БУРЖУАЗНЫХ революций в России исчезла
только после событий 1991-93 годов, когда убрали пресс, давивший рынок,
частную собственность, когда стал формироваться класс буржуазии - в
"нормальной" форме. Опять примерно 100-летний цикл БУРЖУАЗНОЙ
революционности! Опять в рамках буржуазного революционного ЦИКЛА мы видим
набор революционных "ВОЛН": 1905, февраль 1917-го, октябрь 1917-го, 1991-93.
Зато ТЕПЕРЬ, когда страна ДО КОНЦА испила чашу буржуазных революций, перед
Россией стоит уже задача пройти свой отрезок пути ко ВСЕМИРНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ революции!

То, что в начале прошлого века Россия стояла перед БУРЖУАЗНОЙ революцией,
ПОНАЧАЛУ (!) признавали все фракции в РСДРП. Признавали и большевики - пока
они не встали во главе Октябрьской революции. Тогда они уже были ВЫНУЖДЕНЫ
оценивать революцию не с точки зрения марксистской науки, а оглядываясь на
сиюминутный расклад политических сил!: Ленин-марксист отступал перед
Лениным-политиком. Ленин-марксист писал: ": мы обязаны исполнить свой долг
руководителей демократического, "общедемократического", движения до конца,
до русского 1871 года: Будем требовать всего в смысле "общедемократического
натиска": при успехе получим все, при неуспехе - часть". (ППС, т.47, сс.
224-225)

На Лондонском съезде РСДРП (1907) Ленин отмечал: "Я напомню вам, что вопрос
о задачах ПРОЛЕТАРИАТА в БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ революции (выделено
мной -
авт.) давно уже встал перед российской социал-демократией. (Протоколы
съезда, М. 1963. стр. 40)

ТУТ Ленин идет одним путем с Энгельсом! В 1885 г. в письме к Вере Засулич
Энгельс пишет о России: "В стране, где положение так напряжено, где в такой
степени накопились революционные элементы, где экономическое положение
огромной массы народа становится изо дня в день все более нестерпимым, где
представлены все ступени социального развития, начиная от первобытной общины
и кончая современной крупной промышленностью и финансовой верхушкой и где
все эти противоречия насильственно сдерживаются деспотизмом, не имеющим себе
равного, деспотизмом все более и более невыносимым для молодежи воплощающей
в себе разум и достоинство нации, - стоит в такой стране начаться 1789 году,
как за ним не замедлит последовать 1793 год". Как видим, рассуждая о
предстоящей России революции, Энгельс сравнивает ее с одной из наиболее
радикальных "волн" БУРЖУАЗНОЙ революции во Франции!

А вот в дальнейшем Ленин-политик, вынужден был жертвовать МАРКСИСТСКОЙ
НАУКОЙ для решения текущих ПОЛИТИЧЕСКИХ задач. И, думается, в душе он
отлично понимал это!

В 1920 году полемизируя с Троцким о задачах профсоюзов, Ленин отстаивал
необходимость сохранения этой структуры в "рабочем государстве" - чтобы
защищать рабочих от ТАКОГО государства! Ленин объяснял: "Товарищ Троцкий
говорит о "рабочем государстве". Позвольте, это абстракция: Не совсем
рабочее, в том-то и штука. Тут и заключается одна из основных ошибок
товарища Троцкого. : У нас государство на деле не рабочее, а
рабоче-крестьянское - это во-первых. А из этого очень многое вытекает". И
тут же Ленин пояснил, что рабоче-крестьянское государство в России еще и с
"бюрократическим извращением". ( ППС т.42, сс. 207-208) Словом,
Ленин-марксист иногда все же выглядывал из-за Ленина-политика.

"Первый" Ленин отлично помнил, что российские социал-демократы разработали
формулу революционно-демократической диктатуры пролетариата И
КРЕСТЬЯНСТВА -
формулу позволяющую завести как можно дальше предстоящую России БУРЖУАЗНУЮ
революцию. Благо, наличие революционного пролетариата давало возможность
придать такой революции наиболее радикальную форму. До 1917 года концепция
рабоче-крестьянской диктатуры как формы "общедемократического натиска" никем
из большевиков сомнению не подвергалась. Кстати, идея ТАКОЙ диктатуры в
России, что называется, носилась в воздухе. Что-то похожее можно найти и у
эсэров! Но в 1917-м старое СОДЕРЖАНИЕ оказалось в
новой УПАКОВКЕ:

Юрий, Марксистская рабочая партия