Михал Ковальски

Шахтерские протесты в Польше

В четверг, 11 сентября, польские горняки провели массовую демонстрацию протеста в центре Варшавы, переросшую в столкновения с полицией. Оценки числа участников мероприятия расходятся: полиция утверждает, что на улицы польской столицы вышло 7 тысяч человек, а организаторы шествия говорят о 10 тысячах. "Порядок" обеспечивало около 1200 полицейских.

В ходе столкновений был нанесен ущерб зданиям министерства экономики, канцелярии премьер-министра и штаб-квартиры правящего Демократического Союза Левых (SLD). По словам министра внутренних дел Кшиштофа Яника, выступавшего на следующий день в Сейме (парламенте), была отмечена также попытка нападения на посольство Российской Федерации. Ранения получили 60 полицейских, из которых пришлось кратковременно госпитализировать 14 человек. Среди протестующих, по данным польской печати, было ранено "несколько десятков" человек, а задержано на удивление мало - только 6 или 7 шахтеров.

На веб сайте Независимого профсоюза "Солидарность" говорится о наличии сведений о том, что при подавлении протеста полиция использовала не только водометы и слезоточивый газ, но и стреляла в демонстрантов из гладкоствольного оружия.

В свою очередь, выходящие в Силезии региональные газеты печатают интервью с шахтерами, сетующими на то, что в Варшаве никто из членов правительства не соизволил встретиться с ними для обсуждения их требований. "Вместо переговорщиков правители послали к нам спецотряды полиции по борьбе с беспорядками".

Гнев горняков вызвало решение учрежденной нынешним правительством в феврале 2003 года государственной Угольной компании закрыть 4 шахты (из 23), чтобы таким образом сократить добычу угля на 11,9 миллионов тонн. Это должно обеспечить компании получение правительственных ассигнований в размере 1,3 млрд злотых и списание части долга - 15,9 млрд злотых.

Варшавской манифестации предшествовало несколько акций протеста в Силезии, на шахтах, которые предполагается закрыть, а также в Катовице, где плакаты в руках демонстрантов, в частности, провозглашали: "SLD = AWS". (AWS - Предвыборный Блок "Солидарность", правая коалиция, потерпевшая поражение на последних парламентских выборах. Ее политическими преемниками стали правые партии "Гражданская платформа" и "Право и справедливость").

На четырех шахтах, которые будут закрыты, работают 8654 человека. Угольная компания утверждает, что эти предприятия за 7 месяцев текущего года принесли убытки в размере 81 млн злотых (общая сумма убытков компании на тот момент составила 757 млн злотых).

Против закрытия шахт протестуют 9 шахтерских профсоюзов, организовавших совместный забастовочный штаб, который 10 сентября подал заявление в Окружную прокуратуру города Катовице о совершении преступления со стороны Угольной компании. На следующий день состоялась демонстрация в Варшаве.

В районах, где расположены ликвидируемые шахты, безработица уже сейчас составляет от 15 до 25%. По прогнозам местных властей, после закрытия предприятий она в некоторых населенных пунктах может возрасти до 30%.

В последнем номере еженедельника Tygodnik Solidarnosc, выражающего точку зрения Независимого профсоюза "Солидарность", опубликована статья Яцека Кониковского "Лекарство для угля", в которой журналист предлагает свое объяснение бедственного положения польской угольной промышленности.

Он пишет, что причин нынешнего кризиса несколько, одна из них - перевод теплоэлектростанций с угольного топлива на газовое. При этом используется закупаемый в России газ (что, наверное, отчасти объясняет антироссийские настроения отдельных участников варшавской демонстрации), контракт о поставках которого на период до 2020 года был заключен еще во время предыдущего правления SLD и критиковался со стороны AWS.

Следующая причина упадка угольной промышленности - сокращение производства стали. Сейчас экспорт польской стали ежегодно сокращается на 25%, а импорт стальных изделий каждый год растет на 40-50%.

Самыми странными "убытками" автор статьи в Tygodnik Solidarnosc считает расходы на перевозку угля по железной дороге. Ведь как шахты, так и железная дорога принадлежат государству. При этом транспортировка тонны угля из Силезии на балтийское побережье обходится аж в 15 долларов за тонну! По словам Яцека Кониковского, это дороже цен на перевозку тонны угля из Южной Америки в Европу. Так как 40% грузооборота, осуществляемого Польскими железными дорогами (РКР), составляет уголь (его транспортировка - монополия этого госпредприятия), то не очень ясно, кто же кого дотирует: государство - шахты или же совсем наоборот.