Владислав Завилейский

Харизматические церкви в Украине, как образец религиозно-коммерческо-политического предприятия

Волна богоискательского бума епохи заката СССР вынесла на поверхность общественной жизни Украины многочисленные крикливо-пёстрые недолговечные химеры образца Белого Братства. И мало кто обратил тогда внимание на появление т.н. «неохристианских» организаций.

Неожиданно для представителей традиционных церквей данные официальной статистики в 2001 году засвидетельствовали вхождение Объединения независимых христианских харизматических церквей Украины (ОНХХЦУ) в десятку наиболее влиятельных конфессий Украины. К этому времени насчитывалось уже свыше 470 общин харизматов и родственных им структур (для сравнения: в 1992 г. их было всего 27).

Понять причины такого успеха можно, если ознакомиться с историей движения.

Харизматическое движение, как и большинство прочих неохристианских структур, возникло в США. Характерной чертой его вероучения является акцентирование на харизме - личной благодати, которой Бог наделяет «избранных»: дары откровения (мудрость, знания), дары силы (чудотворения. исцеления) и дары языка (пророчества, иноязычие и его трактование).

Началось всё с того, что англиканский священник Деннис Беннет 3 апреля 1960 года отложил в сторону подготовленную проповедь и объявил изумлённой пастве о своём "крещении Духом" и - ретении дара иноязычия". Последовавшее за этим отстранение от пастырских обязанностей не помешало ему давать интерв"ю местным газетам и принять участие в телепрограммах, где он молился на "иноязыках". Передача, которую увидели миллионы зрителей, вызвала целый поток приглашений, дав возможность Беннету пропагандировать идеи основанного им движения во многих странах.

Большую роль в популяризации харизматических идей сыграла написанная в 1963 г. книга - рест и кинжал". В ней пятидесятнический священник Дэвид Вилькерсон рассказывает о своей евангелизационной работе среди наркоманов, многие из которых, по его утверждению, ощутили на себе силу "крещения Духом". Переведённая на 24 языка книга стала всемирным бестселером, а её тираж превысил 12 миллионов экземпляров, проложив путь для укрепления позиций харизматического движения в Европе.

После создания харизматами всемирной организации "Духовное обновление общин в евангелической церкви" (ДОО) и создания в 1976 г. на его основе Координационного комитета лидерам движения удалось привлечь на свою сторону служителей многих конфессий, в первую очередь молодых католиков и пятидесятников, которым близки идеи харизмы. Важным видом деятельности ДОО стало проведение вступительных семинаров для начинающих, совещаний по созданию общин, региональных встреч и конгрессов. В отличие от церквей пятидесятников, которые подвергаются резким нападкам во многих странах, особенно в Германии, за чрезмерную экзальтированность их богослужений, харизматическое движение смогло получить поддержку в руководящих кругах ряда церквей.

Именно борьбой за влияние на разные христианские конфессии и объясняется разнообразие и противоречивость движения, использование его адептами разнообразных, часто сомнительных, с точки зрения традиционного христианского благочестия, приёмов. Очевидно харизматы считают, что для расширения сферы своего влияния все средства хороши.

Сейчас в мире насчитывается свыше 140 миллионов верующих-харизматов, что составляет 8 % всех христиан. Если прибавить сюда «родственных» пятидесятников (190 миллионов), то получится все 20 %. И это не приверженцы православия или католицизма, большинство которых чистоту веры отстаивают лишь во время крупных церковных праздников.

В Украине наибольшее распространение харизматическое движение имеет в Киеве и в юго-восточных регионах, где действует 297 общин харизматов, или 59,6% их общей численности. И что характерно, ряды местных харизматов растут не столько за счёт вновь уверовавших, сколько за счёт сторонников других церквей (так называемая политика прозелитизма, осуждаемая большинством христианских течений).

В последнее время наибольшую активность в нашем государстве проявляет крыло харизматов, которое называет себя «Движением веры» или «Словом веры». Один из его идеологов американский проповедник Хейген утверждает, что свои «особенные знания» он якобы получил «перед престолом Божьим» во время восьми «личных встреч с Иисусом». Одной из таких «истин» является призыв к верующим стремиться к достатку и власти (?). Не все христиане разделяют подобную точку зрения. Поэтому, упреждая критику в свой адрес, проповедник предвещает всем оппонентам быструю смерть от рака (?!).

Следует отметить, что и в Украине деятельность структур последователей Хейгена нередко граничит с попранием действующего законодательства, в ряде случаев имеют место факты нарушения ими прав граждан.

Весьма занимательна в этом отношении история культовой деятельности гражданина Нигерии Сандея Аделаджи. При содействии одного из миссионерских центров в Африке он был направлен в 1988 году на обучение в СССР и поступил на подготовительное отделение факультета журналистики Минского государственного университета. Вскоре начал проповедовать в столице Белоруссии харизматические идеи, но без особого успеха. В 1993 году новоиспечённый журналист и миссионер приехал в Киев для участия в международной религиозной конференции, а вскоре создал общину из студентов-африканцев. Впрочем, когда предприимчивый пастор официально зарегистрировал в следующем году в Киеве религиозную общину «Слово Веры» и благотворительную организацию «Благовест», большую часть его приверженцев уже составляли местные жители.

Выходец из влиятельного семейства Нигерии (брат является крупным правительственным чиновником, а дед якобы являлся жрецом одного из местных культов) умело перенёс дух экзальтированности африканских верований на украинскую почву. У непредвзятых наблюдателей телодвижения, песнопения и затуманенные глаза участников проводимых Аделаджей богослужений навевают ассоциации с танцами вокруг костра под тамтам где-то в центральноафриканских джунглях. Думается, пастор руководствуется при этом не ностальгией за национальным колоритом, а более прозаическими вещами: служители африканских культов, как утверждают специалисты, ритм определённых танцев и музыку используют для влияния на подсознание единоплеменников, извините - единоверцев.

Стремительный рост влияния в столичном регионе харизматического движения стал просто феноменальным. Ныне церковь, возглавляемая Сандеем, насчитывает только в Киеве свыше 4 тысяч приверженцев. Недавно пастор расширил сферу своего влияния, основав семь подчинённых ему общин в различных населённых пунктах Киевской области. Одновременно он является директором двух библейских школ, которые готовят проповедников-харизматов.

Причин этого феномена много, но главные - учёт местной специфики и умение воздействовать на потаённые струнки человеческой психики. Хотите забыть о тяготах будней, обрести недостающие внимание и дружеское участие? Нет проблем! К тому же (что немаловажно для многих бывших атеистов) не нужно выстаивать утомительные многочасовые бдения: у харизматов богослужения проходят весело и под лёгкую музыку. Лёгкость атмосферы «общения с Богом» обеспечивают профессионально подготовленные пантомимные и танцевальные группы, рок-оркестры.

Весьма любопытен механизм первоначальной «раскрутки» новой «звезды» местного религиозного небосвода. Для создания церкви позитивного образа использовались новейшие методики PR и рекомендации маститых имиджмейкеров. Чего только стоит умело преподнесённое в средствах массовой информации привлечение в лоно "Слова Веры" эстрадной певицы Кати Бужинской или крестины пастором Аделаджей новорожденного сына другого известного артиста Виктора Павлика. Представляете, как эти рекламные акции влияют на эмоционально восприимчивых поп-фанатов. Правда случались и курьёзные накладки. Катя некоторое время спустя в одной из телепередач почему-то пропела пресловутую песню "Ай-ай-ай, убили негра!", что лица, хорошо информированные о процессах в шоу-бизнесе, объяснили размолвкой певицы и Аделаджи из-за неуплаты последним гонорара за благотворительные концерты. Как говорится, «вера верой, а денежки - розь». Пастор вовремя понял довольно прозрачный намёк и конфликт был вскоре улажен.

А чего стоят богослужения с «чудесами» физического исцеления, которые уж очень напоминают сеансы разного рода целителей и экстрасенсов! И нужно-то за такие блага от прихожанина лишь «малость» - 1\10 доходов («десятину») на церковные нужды. Но кроме обязательного «десятинного» есть ещё и единовременный сбор, который осуществляется во время воскресных «служений исцеления и освобождения». Обставляется всё довольно эффектно: с завидной регулярностью в газете «Слово Веры» публикуется длинный перечень «исцелений от всех болезней», включая рак, бесплодие и запои. Этот же перечень под восторженные восклицания верующих повторяется пастором во время богослужений в Легкоатлетическом манеже, что на проспекте Тычины, а потом помощники Сандея проходят по рядам с вёдрами (!), довольно быстро наполняющимися пожертвованиями. Существует взнос на строительство храма, к возведению которого до сих пор никто и не приступал, хотя городские власти предлагали участки на выбор. А зачем? Арендовать спорткомплексы, дома культуры или кинотеатры выгоднее: можно быстро свернуть свою деятельность в одном месте, а потом так же оперативно «развернуться во всей красе в другом.

Верующий, если у него нет денег, может просто поработать на благо родной церкви. И ничего, что «недруги» твердят о роскоши личных апартаментов и автомобилей пасторов, а также о растущих как грибы фирмах и предприятиях, где руководители-харизматы эксплуатируют труд подчинённых-единоверцев, о чём мы поведаем несколько позже.

Удачным "пиаровским" шагом для лидеров «Слова Веры» стало использование во время богослужений национальной символики. Ну как не умилиться проповедованию христианских истин под сенью государственного флага! Даже «передовица» церковной газеты неизменно начинается молитвой «за власти Украины», где пастор Сандэй призывает благословение Отца Небесного на «всех начальствующих в нашей стране».

Некоторые политики попались на удочку утончённой демагогии об «истинно патриотической» церкви. Другие, будучи сами демагогами со стажем, лоббируют интересы харизматов в надежде получить в обмен поддержку дисциплинированного и организованного электората. Очень удобно, не напрягаясь, приобрести политический капитал за счет влияния конфессии, которая только в Киеве насчитывает до 10 тысяч сторонников, готовых выполнить любое указание пастора. Дальнейшие комментарии будут излишни, если ко всем вышеупомянутым аргументам прибавить также финансовые и материальные возможности окружения Аделаджи.

И не случайно декан киевского института пасторов «Иисус Навин» В.О.Громов (по совместительству - дин из функционеров «Слова Веры») приглашал ещё в декабре 1997 года на празднование юбилея одной из местных харизматических церквей тогдашнего главу политического объединения «Громада» П.Лазаренка и лидера Христианско-демократической партии Украины В.Журавского. Небезынтересно, что в своё время ответственный работник аппарата Управления делами Верховного Совета Костюченко Л.М. помогал Аделадже «утрясать» конфликтные ситуации возглавлемой им структуры с органами власти.

Опыт последующих избирательных кампаний показал, что харизматы целеустремлённо «проталкивали» угодных им кандидатов. Верующие церквей «Слово Веры» и «Победа» в полном составе поддержали на выборах в Верховный Совет представителей «Громады». Например, с их помощью стали народными депутатами бывший главный редактор газеты «Голос Украины» (ныне директор церковного предприятия «Скиния») С.М.Правденко и просвитер Донецкого харизматического общества В.Г.Шушкевич.

Это мощное лобби позволяет представителям «Слова веры» довольно агрессивно реагировать на критику в свой адрес. Они организовывают массовые пропагандистские «правозащитные» акции, обвиняют органы власти в предвзятости, возбуждают судебные иски. На всякий «пожарный» случай создаются «структуры прикрытия» - лаготворительные организации, которые имеют отличное от головной организации название, но могут дублировать её функции.

И подобные «подстраховочные» меры не являются излишними. Религиозная практика функционеров «Слова Веры» стала предметом многочисленных жалоб и заявлений в адрес официальных инстанций со стороны граждан, чьи родственники, дети или друзья были прилучены к церкви. Заявители сообщали, что участие близких людей в культовой деятельности граждан негативно отразилось на их психическом состоянии, межличностных отношениях и социальном поведении. Факты подтвердились и Государственный Комитет по делам религий Украины пастору Аделадже отказал в дальнейшей визовой поддержке. Однако правовая лазейка была найдена: фирма «Валента», контролируемая харизматами, оформила пастору визу как «специалисту по редким сортам африканской древесины», но почему-то назначила его на должность духовного директора (очевидно, знания в этой сфере помогают пастору «обрабатывать» верующих и превращать их в «древесину»). Учитывая, что приглашение исходило от частного предприятия, Управление по делам религий г.Киева не дало ему разрешение проводить пасторскую деятельность. Однако вновь произошло «чудо»: Аделаджа обратился в суд районного уровня, который принял решение о «незаконности» действий городских властей.

Религиозная деятельность отнюдь не является для Аделаджи основным источником доходов, хотя проповедник не брезговал получать в качестве пожертвований даже приватизационные сертификаты. При активном участии представителей его окружения были основаны коммерческие предприятия «Прост» и «Скиния», а также издательство «Форест». Кроме того, пастор стал совладельцем фирмы «Валента» (бывшее АТЗТ «Стоик», основанное Некрасовым В.Т. и его родственниками, позднее переданное Спиваковой В.И., Спивакову Г.О. и фирме «Фонто ЛТД»). Кстати, позже для легализации пребывания Аделаджи в Украине Спиваков Г.О. оформил продажу нигерийцу своей квартиры за символическую цену - 350 гривен.

Весьма занимательна биография одного из близких соратников Аделаджи директора предприятия «Укрвагонсервис» Некрасова Т.В., который несколько лет назад девять месяцев удерживался в следственном изоляторе СБУ по подозрению в краже государственного имущества и мошенничестве. Однако, вследствие отсутствия достаточных доказательств Некрасов вышел на свободу и начал усиленно проводить «харизматизацию» возглавляемого им государственного предприятия, а заодно преследует недовольных его методами работы. В коллективный договор «Укрвагонсервис» был внесен пункт, который давал возможность представителям «Слова Веры» проводить богослужения на территории предприятия. Открыто высказавший возмущение начальник резерва проводников И.Супруненко был переведён на более низкую должность. Дальше - льше. Некрасов регулярно собирал подчинённых на обязательные богослужение, планировал построить на территории предприятия культовое сооружение, по его указанию проводники поездов включают в вагонах магнитофонные записи проповедей Аделаджи. Кстати, подобные действия Некрасова имели и материальный подтекст: пастор перевёл значительные средства в адрес «Укрвагонсервис».

Руководство церкви под прикрытием различных благотворительных проектов скупает активно недвижимость. Так, для нужд наркологического центра «Надежда», разрешения на деятельность которого не получено в Министерстве охраны здоровья, в г.Борисполь приобретено здание бывшего городского штаба ДНД. Кроме того, Аделаджа пытался получить в собственность здание клуба аэропорта, а также приобрести недостроенный кинотеатр на жилищном массиве «Виноградарь», но благодаря своевременному вмешательству сотрудников столичного Управления по делам религий эти сомнительные с точки зрения закона сделки не состоялись.

В 1998-1999 г.г. деятельностью С.С.Аделаджи и его окружения заинтересовалась Генеральная прокуратура. В ходе проведённой проверки был выявлен ряд нарушений украинского законодательства, но - пять в бой вступила «тяжёлая артиллерия»: группа депутатов Верховной Рады предыдущего созыва (всего 50) потребовала прекратить «притеснения верующих». А дальше - как всегда.

Религиозно-коммерческо-политическая фирма «Сандей и К» с тех пор и поныне действует весьма успешно, пользуясь благосклонностью ряда представителей политического бомонда.

Таким образом, цепочка «религия - деньги - политика - ласть» замкнулась, угрожая созданием в Украине очередного «государства в государстве».