Golos Orlando Letelierа

Проблемы школьного образования в Украине и России

Дух оголтелой коммерции внедрен как верховная идеология Украины. В ходе так называемых реформ 1992 - 1994 гг. системой путаных указов, неясных законов, недомолвок и частных благоволений - в Украине создана юридическая обстановка полного беззакония, так что крупному расхитителю нельзя предъявить даже четкого обвинения: "закон" дает ему невозбранный простор. В такой дикости - бескорыстной науке делать нечего.

Все слабеющее, хрупкое прозябание наших школ - самих зданий, и школьных пособий, и всеизвестная бедность учителей, заброшенных государством, обрыв их культурных возможностей - вот уже и десять лет, полный школьный срок, толкают народное просвещение превратиться в массовое воспроизводство невежества. Добавим сюда - нет, вычтем отсюда - запредельную тощесть нынешних провинциальных, мелких и сельских, библиотек, многими годами не пополняемых ничем плодотворным, - как будто не бывало позади никакой предшествующей русской культуры. Какова же база для развития молодежи?

При такой подорванности среднего образования - долго ли удержатся вершины науки?

Особо отмечу: суетливые реформаторы нашей средней школы уже не раз предлагали сократить учебные часы по украинскому языку или даже вовсе убрать его из расписания, например слить с часами украинской литературы (также сокращаемыми). Удивительно, но сокращаются и математические предметы, программы по ним уменьшаются или грубо упрощаются подражательным приемом скороспешных и сомнительных новаций, отклоняясь от высоких традиций отечественной математической школы. Этим не только расшатываются пути во многие технические науки, но снижается и общая математическая подготовленность нашего общества, падает его элементарная логическая грамотность, что подрывает в людях даже и навыки четкого мышления.

В не меньшей опасности в средних школах сегодня находится и преподавание отечественной истории. Полная смена государственной и общественной обстановки в Украине естественно потребовала радикального обновления учебников по истории. С этой задачей справились только редкие авторы и лишь частично. В объеме одной и той же обложки находим дичайшую перемесь восстановленных реальных фактов (далеко не всех) - и легковесных оценок, неосновательных трактовок. А, словами программ, "гуманитарные ценности европейской цивилизации" - вставлены в формах весьма радикальных и однобоких.

Временные "переходные" учебники при суматохе вариантных программ - только еще больше раздергивают учеников.

Осторожности требует и такая новация, как 12-балльная система оценивания знаний. Нужно, рассматривать эту систему, которая была введена без надлежащего научного обоснования ее необходимости, лишь как эксперимент. Не следует спешить с ее внедрением в высших учебных заведениях. Нужно предостеречь чиновников от образования от чрезмерного увлечения изготовлением настолько детализированных и осложненных критериев выставление ученику того или другого бала. Ни то что усвоение, но и припоминание тех критериев превращается для большинства учителей на мучения. А это сказывается на эффективности использования урочного времени и, в конце концов, на качестве знаний. Эти правила являются просто издевательством чиновничества над рядовым учителем.

Приватизация среднего образования приведет к тому, что новые миллионы подростков вообще не кончают школьного курса, лишаются общего среднего образования, часть их аврально вытягивается через профтех-училища.

Обвальная нищета десятков миллионов семей лишает изнеможенных родителей и сил, и времени для достойного воспитания своих детей - и ответственность школы в том возрастает сверх нормальной пропорции. Тысячи детей уходят из семей, от других тысяч отказываются родители, буйно растет детская преступность, а отмечено статистикой и немалое число детских самоубийств.

Значительные проблемы возникают в сельских школах. Нужно помнить тезис: "есть в селе школа - есть село".

Непоправимого вреда может нанести форсирование так называемого укрупнения школ на селе, а старание найти выход в организации подвоза учеников из тех населенных пунктов, где закрыты школы, к тем, где они функционируют, на самом деле может обернуться возрастанием количества детей, которые вообще не посещают школу (всего ныне таких детей оффициально нащитывается уже свыше 35 тысяч).

В России приватизация средней школы пошла еще дальше. Конституционный суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции РФ положения Законов "Об образовании", "О высшем послевузовском профессиональном образовании" и "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию", запрещавших приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые принадлежат государственным и муниципальным образовательным учреждениям. Поводом для рассмотрения этого вопроса в Конституционном суде стал запрос Майнского районного суда Ульяновской области. В этом суде разбирается иск о необоснованности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося на балансе отдела образования Вешкаймского района Ульяновской области. По мнению заявителей, положения о запрете на приватизацию нарушают основные права и свободы граждан, и в частности право на равенство всех перед законом, так как противоречат праву граждан на приватизацию своего жилища.

Таким образом, в России разрешено приватизировать помещения школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов. В скором времени сами образовательные учреждения окажутся на улице.