Владимир Волков

"День знаний" 1 сентября - Школьное образование России на опасной грани разрушения

1-го сентября сотни тысяч российских 
школьников вместе с миллионами детей по 
всему миру пошли в школу. Этот день имеет 
важное символическое значение не только 
для самих детей и подростков, но и для 
взрослых, для всего общества. Отправляя 
сына или дочь в школу, каждый родитель 
рассчитывает на то, что его ребенок сможет 
получить там самые лучшие знания и навыки, 
которые потребуются ему во взрослой жизни.

Всеобщее и бесплатное школьное 
образование, которое в России существует 
прежде всего как наследие советской 
истории, - это не дар небес, а результат 
сложного исторического процесса. В 
наиболее общем смысле оно стало продуктом 
огромного общественного и культурного 
прогресса, который был достигнут 
человечеством в последние 100-150 лет в 
борьбе против всякого рода культурной 
отсталости, косности и власти 
предрассудков. Наличие подобной школьной 
системы в современном мире является 
свидетельством того, что общество живет не 
одним сегодняшним днем, что оно принимает 
во внимание будущее тех, кто пока еще 
является недостаточно зрелым для того, 
чтобы быть в состоянии вполне 
самостоятельно принимать жизненные 
решения. Всеобщее и бесплатное школьное 
образование признает за каждым ребенком 
его равное право на вступление в будущую 
взрослую жизнь, независимо от его пола, 
места рождения, цвета кожи или 
благосостояния родителей.

Школа - это символ нормального общества, 
которое стремится передать молодому 
поколению самое важное из того, чем 
располагает взрослый мир, предоставить 
каждому ребенку "равные возможности" 
индивидуального развития.

Важнейшая просветительская и 
общественная роль школы особенно видна в 
периоды общественного кризиса, подобного 
тому, в котором находится сейчас Россия. Но 
именно сейчас эта системообразующая роль 
школьного образования все настойчивее 
ставится под сомнение правительственной 
политикой. 

Более чем десятилетие непрерывного упадка 
расшатали не только экономические и 
социальные основы общества. Период 
капиталистических реформ в России 
сопровождается непрерывной 
идеологической кампанией, направленной на 
нагнетание атмосферы агрессивного 
индивидуализма, прославление 
эгоистической жадности, пропаганду 
насилия как допустимого средства 
жизненного самоутверждения. Это уже 
привело к резкому снижению морального и 
культурного самочувствия массового 
сознания, что как в зеркале находит свое 
отражение также в умах и чувствованиях 
молодого поколения. 

В этих условиях школа объективно 
выступает как сила, которая самой сутью 
своего предназначения противостоит 
подобным разрушительным и антигуманным 
тенденциям. Многие учителя, 
самоотверженно работающие в школе в 
необыкновенно тяжелых условиях и 
получающие за свой труд нищенскую 
зарплату, понимают этот факт. Подобное 
сознание поддерживает в них веру в свое 
дело. Благодаря их героическому 
энтузиазму российская школа до сих пор 
могла отчасти противостоять 
разрушительному давлению внешних 
обстоятельств. 

Однако чем дальше, тем в большей степени 
базовая потребность общества в нормальном 
функционировании и развитии всеобщей, 
доступной каждому ребенку системы 
школьного образования приходит в конфликт 
с той политикой, которая проводится 
правительством, выражающим интересы узкой 
и привилегированной правящей элиты. 
Правительство России готово тратить 
растущее количество средств на укрепление 
репрессивного государственного аппарата, 
на продолжение кровавой неоколониальной 
войны в Чечне, на выплату гигантских 
внешних долгов, но у него нет денег на 
поддержание абсолютно необходимых 
обществу потребностей, в частности, на 
школу.

Пожары от обветшания


Материальная база школ находится в 
катастрофическом состоянии. Согласно 
правительственным данным, в среднем 
каждая российская школа ежегодно получает 
всего около 50 тысяч рублей бюджетных 
денег, то есть менее 2 тысяч долларов. В то 
же самое время правительственные расчеты 
показывают, что стоимость оказываемых 
школой услуг составляет 5 тысяч рублей на 
человека в год. Другими словами, 
получается, что средняя российская школа в 
состоянии полноценно обучить только 10 
детей в год.

Одним из результатов колоссального 
недофинансирования школьной сферы 
является резкое ухудшение качества 
школьных зданий и инфраструктуры. Это 
привело в последнее время к серии крупных 
школьных пожаров в разных регионах страны. 
Если в 2002 году были отмечены десятки 
случаев пожаров во многих регионах России, 
то в одном только первом полугодии этого 
года было зарегистрировано 847 случаев 
пожаров. В результате двух крупнейших из 
них, произошедших весной - в Якутии и 
Дагестане, - погибло 63 человека. При этом, 
по официальным данным, каждый пятый пожар 
произошел из-за неправильной эксплуатации 
электрооборудования.

В школах неисправны или отсутствуют 
системы пожарной сигнализации, нет 
первичных средств пожаротушения, на окна 
поставлены "глухие" металлические 
решетки и т.д. По данным специальной 
комиссии, образованной после весенних 
пожаров Министерством по чрезвычайным 
ситуациям (МЧС), особенно плохое положение 
сложилось в школах и интернатах для 
детей-инвалидов, умственно отсталых и 
детей с физическими недостатками. "Крайне 
неблагополучное положение дел" Комиссия 
зафиксировала в Сибирском округе: 
накануне 1-го сентября там была 
приостановлена эксплуатация 250 школ, в то 
время как в Северо-западном округе это 
число достигло 210 школ. Даже в Москве 682 
"объекта образовательных учреждений" не 
удовлетворяют пожарным требованиям. По 
данным комиссии МЧС, в середине августа 
были "не готовы к началу учебного года" 
свыше 5 тысяч учебных заведений в Башкирии, 
почти 2 тысячи в Иркутской области, свыше 
1700 - в Кировской, 600 - в Бурятии и т.д.

Другой проблемой является уход из школы 
наиболее способных и талантливых 
учителей, особенно мужчин. В 
Санкт-Петербурге, по словам члена 
правительства и кандидата в петербургские 
губернаторы Валентины Матвиенко, только 
по сравнению с 2000 годом приток молодых 
специалистов в систему образования города 
сократился на 800 человек. Городским 
общеобразовательным учреждениям не 
хватает почти 1400 учителей, а дошкольным - 
около 1300 воспитателей. 

Ответом правительства на это 
катастрофическое положение является не 
увеличение финансирования и не повышения 
зарплаты учителям, но планы еще большего 
сокращения бюджетных денег и даже полной 
отмены государственного финансирования 
школьного образования. В печати появились 
сообщения о том, что российское 
Министерство образования разрабатывает 
законопроект о так называемых 
попечительских советах, которые должны 
будут взять на себя заботу о поиске 
средств для финансирования школ. 
Пропагандистские комментарии, которые 
сопровождают известия о подобных планах, 
упирают на то, что эти меры якобы приведут 
к "демократизации" школьного управления, 
и что якобы в этом случае родители 
учеников и сами ученики смогут 
распоряжаться средствами школ и назначать 
директора. Государство тогда могло бы 
вообще отказаться от содержания школьного 
хозяйства и оплачивать только "конкретные 
образовательные услуги".

Предполагается при этом, что школы смогут 
найти спонсоров, которые будут в состоянии 
компенсировать или даже превысить те 
средства, которыми школы до сих пор 
располагали из госбюджета. В 
действительности, однако, ясно, что с 
принятием подобных законопроектов 
произошло бы колоссальное падение в 
уровне материального обеспечения школ, 
прежде всего в сельской местности, малых 
городах и удаленных территориях России. 
Даже в "благоприятных" случаях это 
привело бы лишь к тому, что контроль за 
распоряжением школьных денег и само 
управление школами оказалось бы в руках 
тех частных лиц и коммерческих 
организаций, которые оказались бы 
заинтересованными в пожертвованиях. Легко 
предположить, что даже при самых лучших 
намерениях отдельных спонсоров ближайшим 
общим результатом стало бы разрушение 
единого пространства школьных стандартов, 
уровня обучения и требований.

Государственная поддержка религии


Ответом государства на кризис школьного 
образования является также и попытка 
радикально изменить сам характер 
предъявляемых школьникам требований. 
Снижается количество учебных часов на 
наиболее важные базовые предметы. Взамен 
этого вводятся "дополнительные услуги" 
или близкие к школьной программе предметы, 
но уже на платной основе. 

Происходит также постепенное наступление 
на сам светский характер школьного 
образования в России. С 1 сентября этого 
года Министерство образования 
предоставило школам право организовывать 
уроки по изучению религии вне рамок 
образовательной программы. Формально эти 
уроки религии должны проводиться 
исключительно по письменной просьбе 
родителей, в соответствии с желанием самих 
учеников и в свободное от обязательных 
занятий время. Однако, принимая во 
внимание характер школьного управления на 
местах и возможности ведущих религиозных 
конфессий, прежде всего русской 
православной церкви, лоббировать свои 
интересы через структуры региональных 
властей, подобное решение открывает 
широкие ворота для экспансии религиозного 
обскурантизма в школах.

Важно отметить, что число верующих в 
России, даже учитывая массовый всплеск 
религиозных исканий и брожения в 
постсоветский период, относительно 
невелико. Согласно данным исследования, 
проведенного профессором Института 
Европы РАН Дмитрием Фурманом, хотя в 2002 
году православными признали себя 80% 
опрошенных жителей России, на вопрос 
"верите ли вы в бога?" ответили "да" только 
59%. При этом регулярно ходят в церковь и 
выполняют религиозные правила - пост, 
молитва, причащения, чтение Библии - лишь 
6-7% опрошенных. В основном к ним относятся 
пожилые и небогатые люди. 

На фоне этих данных видно, что введение 
религиозного преподавания в школе - это 
не некий "ответ" на "объективный" запрос 
"снизу", а главным образом сознательная 
правительственная политика, направленная 
на подрыв светского характера школьного 
образования.

Социал-дарвинизм вместо "урока мира"


Регрессивные тенденции в развитии 
российской школы продолжают углубляться. 
Официальная идеология не только не 
препятствует этому, но, напротив, пытается 
обосновать и оправдать происходящее с 
позиций оголтелого социал-дарвинизма. 
Сопровождающие эту политику 
правительства соображения и мотивы 
наглядно демонстрируются редакционной 
статьей в газете Известия от 1-го сентября. 
Взяв в качестве объекта критики бывший 
"Урок мира" в советских школах, газета 
фактически пытается дискредитировать 
гуманистическую направленность основ 
школьного обучения.

Советский "Урок мира", проводившийся 1-го 
сентября каждого нового учебного года, 
использовался сталинистской бюрократией 
в качестве инструмента идеологического 
влияния. Во время этих занятий поднимались 
в основном политические проблемы 
международного положения, которые 
преподносились с точки зрения официальной 
советской пропаганды. Любые проявления 
внешней политики Советского Союза 
(включая и события, подобные, например, 
военному вторжению в Афганистан) 
трактовались как проявления 
социалистического интернационализма и 
как действия, направленные на достижение 
мира во всем мире.

Пропагандистские заявления советской 
бюрократии, как правило, очень сильно 
расходились с реальностью, однако 
бюрократия считала необходимым постоянно 
подчеркивать миролюбивый, 
демократический и антиимпериалистический 
характер советской политики, апеллируя 
тем самым к великим традициям русской 
революции Октября 1917 года. 

В этом содержалось, конечно, море цинизма и 
лицемерия. Но на каких путях можно было 
избавиться от этого зла? Ответ в интересах 
общества заключался в том, чтобы так 
изменить власть, чтобы она оказалась в 
состоянии поступать в соответствии со 
своими заявлениями. Совсем по-другому 
ведет себя сегодняшнее российское 
руководство и его идеологические голоса, 
вроде Известий. Они совсем не разделяют 
идеал мира между народами и на фоне 
слащаво сентиментальных разговоров о 
"правах личности" и "индивидуальной 
свободе" ведут линию на то, чтобы навязать 
обществу и молодому поколению наиболее 
жестокие звериные привычки и инстинкты.

Вместо советского "урока мира" 1-го 
сентября Известия предлагают проводить 
"урок опасности". Это урок, без которого 
дети, по мнению Известий, "не смогут 
существовать в беспрестанно меняющихся 
условиях, неукоснительное соблюдение 
которых одно только дает возможность 
выжить в современной России". Школьникам 
"нужно знать, как вести себя в обезумевшей 
после взрыва толпе, чтоб тебя не 
затоптали", нужно объяснять детям, что 
"опасно поднимать "бесхозную" сигаретную 
пачку или мобильный телефон. Они должны 
знать, как отказаться от пакета с клеем, 
когда дворовые друзья спрашивают: "Ты чо, 
лох?" и предлагают "занюхаться". Знать, куда 
нужно бить взрослого мужика в лифте, если 
он достает из кармана нож".

Другими словами, то, что должны взрослые 
сказать детям в один из очень важных 
моментов их жизни, должно состоять не в 
поддержке лучших, наиболее бескорыстных и 
идеалистических (в хорошем смысле слова) 
устремлений, не в том, чтобы вооружить 
молодое поколение гуманистическим 
ориентирам, уверенностью в лучшем будущем, 
в существовании "разумного, доброго, 
вечного", - опираясь на эти ценности, они 
могли бы потом противостоять тем 
трудностям, с которыми им наверняка 
придется столкнуться в жизни. Нет, суть 
проповеди Известий в прямо 
противоположном: лишить детей и 
подростков надежды на какую-либо 
возможность изменения общества на благо 
всех и каждого. Чем ты беспощаднее к 
ближнему, тем лучше. Единственный ответ на 
агрессивность окружающей социальной 
среды - собственное одичание.

Нисколько не противостоя разрушительным 
антиобщественным тенденциям, Известия 
сами выступают в данном случае лишь как 
часть этих тенденций, усиливая и закрепляя 
их.

Подобная проповедь не может привести ни к 
чему. Потому что чем больше будет градус 
жестокости и агрессивности, чем более 
жестокими и беспощадными станут 
общественные нравы, тем больше общество 
будет удаляться от идеалов "свободы, 
равенства и братства" к нравам диких 
звериных джунглей.

Высказанная по случаю 1 сентября позиция 
Известий не случайна. Мы имеем здесь дело 
не просто с выражением мнения случайной 
группы индивидуумов. Подобные взгляды - 
это, с одной стороны, прямое отражение 
настроений вполне определенной части 
общества, новой правящей элиты. С другой 
стороны, это проекция в будущее тех 
общественных перспектив, в сторону 
которых толкает страну нынешняя 
капиталистическая политика российского 
правительства.