Sergey Soloviev

Транспортная задача (Занимательная экономика для москвичей)

Утром вы, как обычно, спешите на работу. И вдруг автобус, в котором вы едете, застревает в одной из многочисленных московских "пробок". Как вы думаете, почему, несмотря на постоянные и дорогостоящие работы по расширению дорог, проблему дорожных "пробок" так и не удается решить? Только не надо с ходу отвечать, что, дескать, москвичи стали жить богаче и предпочитают личный транспорт. Вы-то пока еще в автобусе, а не за рулем собственного "мерседеса". Подумайте. Время у вас есть. Раньше чем через полчаса вам из "пробки" все равно не выбраться.

Вот слева от вас урчат, источая выхлопные газы, длинномерные "фуры". А ведь в советские времена, при централизованной торговле, для доставки товаров в Москву использовались более дешевые виды транспорта: речной и железнодорожный. Машинами развозили товары только внутри города по магазинам. Это сейчас частники доставляют свои арбузы или картошку кто на чем может. А повышенные затраты на транспортировку включаются в цену. Угадайте, кто расплачивается за такое транспортное расточительство?

Теперь посмотрите направо. Самый правый ряд вообще превращен в автостоянку, над которой нелепо висит дорожный знак "стоянка запрещена". И причина здесь даже не в бездействии продажной дорожно-постовой службы. Причина в расположившемся рядом оптовом рыке - средоточии мелкой частной торговли, где на одного покупателя десять скучающих, живущих в антисанитарных условиях, продавцов. Тоже одно из "достижений" капитализации.

Во втором ряду расположились, ожидая пассажиров, маршрутные такси "Автолайна". С каждым годом их становится больше, а муниципальных автобусов, троллейбусов и трамваев - меньше. В настоящее время городские власти вознамерились снести 1-е трамвайное депо им.Апакова (единственное на юго-западе Москвы) и построить на его месте элитный жилой комплекс. Конечно, обитатели элитных комплексов на трамваях не ездят. Зато жители таких улиц, как Шабаловка, Вавилова, Орджоникидзе, Серпуховской вал и др. останутся вообще без какого-либо общественного транспорта. И уж поверьте, кто-то наживется на этом. Частная собственность в действии.

Недавно к этим проблемам прибавилась еще одна - турникеты в автобусах. В результате неимоверно затягивается процесс посадки, а на каждой остановке выстраиваются, во-первых, длинные очереди пассажиров, во-вторых, очереди автобусов. Но ради "борьбы с "зайцами"" (Интересно, почему их раньше не было в таком количестве?) городские власти готовы пойти и не на такие затраты. Как вы думаете, чьи деньги они при этом будут тратить? Тех, кто ездит на "мерседесах"?

Ваш автобус медленно пробирается по третьему ряду. Кстати, посмотрите на своих соседей. Наверняка многие среди них жители ближнего, а то и дальнего Подмосковья. С пяти утра эти люди штурмуют пригородные электрички, чтобы к восьми - к девяти добраться до места работы в Москве, т.к. найти приличную работу в их родных городах и селах зачастую просто невозможно.

И, наконец, когда вы все-таки доберетесь до своей работы, спросите у своего коллеги - счастливого обладателя "Жигулей" - ездил бы он каждый день на работу на машине, если бы у нас был развитый и дешевый общественный транспорт? А насколько возрастают транспортные издержки по стране из-за того, что люди пересаживаются из автобуса в личный автомобиль? И кто за это расплачивается? Вы об этом не задумывались? Напрасно.

Что ни говорите, а "пробки" на дорогах это неизбежный атрибут демократического общества.