Д.Левый,
Ташкентский Коммунистический Союз (Узбекистан).
(Ник: Почтальон Почтальонов).
3 окттября 2002 г.

Еще одна неоконченная повесть

Д. Салохитдинова
"На посту", 05.09.2002.

ЮНАЯ УМИДА МЕЧТАЛА О СЧАСТЬЕ, КАК, ВПРОЧЕМ, И ВСЕ ЕЕ СВЕРСТНИЦЫ - СТУДЕНТКИ ОДНОГО ИЗ САМАРКАНДСКИХ ВУЗОВ. ОДНАЖДЫ ЕЕ МАТЬ ПРИВЕЛА В ДОМ СЫНА СВОЕЙ ЗНАКОМОЙ - АЗИЗА: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ ПАРЕНЬ, ЛУЧШЕГО МУЖА ДЛЯ ДОЧЕРИ НЕ НАЙТИ. УМИДЕ ОН ТОЖЕ ПОНРАВИЛСЯ, ТАК ЧТО БРАК ЗАКЛЮЧИЛИ ПО ВЗАИМНОМУ СОГЛАСИЮ.

Отзвучали карнаи и сурнаи, прошел медовый месяц. Когда у молодых родился сын, его назвали звучным именем Фаррух. Несколько лет прошло в безмятежном благополучии. Сын подрастал, радуя родителей. Вот только между собой у них со временем что-то перестало ладится: Мучительно размышляя о том, что же отдаляет от нее мужа, Умида пришла к выводу, что нужно
сделать "паузу" в супружеской жизни, может быть, небольшая разлука подогреет их чувства.

Вместе с сыном она уехала к матери. Несколько дней ждала: вот-вот зазвонит телефон, Азиз попросит ее вернуться: А ведь в доме остались любимые цветы, вряд ли он вспоминает, что нужно их полить: И Умида поехала домой.

Первое, что бросилось ей в глаза в прихожей - чужое женское пальто и туфли. Приехала Севара, золовка? Но почему так тихо?
Она прошла в гостиную, в кухню - никого. Открыла дверь в спальню:

Через несколько минут Умида, не помня себя от увиденного, выбежала в одних тапочках на улицу, под мокрый снег. Ее била дрожь. На рыдающую на скамейке молодую женщину с удивлением оглядывались прохожие:

Вскоре она развелась с мужем. А через несколько месяцев ей передали, что он погиб в автокатастрофе. Азиз так и не узнал, что бывшая жена носит под сердцем его второго ребенка, не увидел дочь, Фарангиз. И та тоже никогда не увидела отца:

На работе у Умиды не клеилось. Начальник, давно уже откровенно поглядывавший на красивую молодую женщину, наконец, в открытую предложил ей сожительство. Отказ Умиды означал для нее увольнение. Попытки же найти другую работу были тщетны. А ведь подрастают дети, нужно обеспечить их будущее.

И Умида решила продать квартиру и уехать на заработки за границу. Детей оставила у матери. А тут как раз "кстати" подвернулись "нужные" люди, пообещали золотые горы за рубежом:

Следующая страница жизни нашей героини застает ее уже в чужой стране. Лишь по приезде сюда выяснилось, что никакой обещанной работы не предвидится. Умида оказалась вместе с несколькими десятками человек, тоже из Самарканда, в одной трехкомнатной квартире, где был общий туалет, и не было горячей воды... Все питание состояло из макарон и картофеля. А через некоторое время "работодатели" развезли их всех по разным городам.

Там, куда привезли Умиду, в ее распоряжении оказалась просторная, чистая комната с душем. Неужели ее испытания наконец закончились?

К несчастью, она ошиблась. Правда, работу ей действительно нашли - в кафе, официанткой. А через неделю, когда вечером, падая от усталости, она вернулась в свою комнату, увидела там одного из своих "благодетелей", бесцеремонно расположившегося на ее постели.

- В чем дело, почему вы здесь?..

- За все, милочка, нужно платить, - и мужчина, ухмыляясь, протянул к ней руки. В отчаянии Умида дала ему пощечину. И тогда рассвирепевший насильник расстегнул ремень:

На следующий день избитая, совершенно раздавленная Умида была не в состоянии выйти на работу. А вечером к ней снова явился вчерашний
истязатель, но уже в сопровождении доброго десятка других. Несчастную женщину снова безжалостно избили, пригрозив еще более страшными карами, если она не отработает 500 долларов за то, что устроили ее на работу.

Ночью обезумевшая от страха женщина без документов, собрав только самое необходимое, выпрыгнула из окна на улицу незнакомого города незнакомой страны:

Она бежала, боясь оглянуться назад. Замаячивший вдруг впереди огонек такси показался ей соломинкой, за которую хватается утопающий. Сев в такси, хотя не знала даже, какой адрес назвать, Умида неожиданно для самой себя рассказала таксисту свою историю:

Пожилой таксист оказался участливым человеком. Он привез женщину в находившийся неподалеку монастырь для адаптации бездомных.

Отец Лио принял нашу землячку как родную дочь. Умиде выделили все необходимое, пригласили к ней психолога, невропатолога.

Сегодня она живет в чужой стране, в монастыре, где помогает таким же беднягам, как и она сама. Ее судьба еще не решена. Умида страстно хочет вернуться домой, к детям, но пока дороги назад нет. Нет ни средств, ни документов. И все же верится, что самое страшное для нее уже позади. Не может человек с доверчивой, чистой душой вот так просто потеряться в нашей непростой жизни. А иначе - как же называться нам всем людьми?..


Легко ли быть женщиной?

Гульчехра Маткаримова, Исфандияр
"Молодежь Узбекистана", 13.09.02.
ТРУДНО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ДРЕВНИМ ТРАДИЦИЯМ, КОТОРЫЕ ИЗНАЧАЛЬНО ОПРЕДЕЛИЛИ МЕСТО НЕПРЕРЕКАЕМОГО АВТОРИТЕТА И ХОЗЯИНА ДОМА МУЖЧИНЕ.

И хотя время кардинально переместило акценты и роли во многих семьях, где главным кормильцем стала женщина, ей до сих пор приходится доказывать несправедливое отношение к себе как к "слабому полу". Дамы проявляют свои разноплановые способности, деловую хватку, коммуникабельность, удивительную выживаемость и приспособляемость к новым условиям жизни, но тем не менее, суждение "волос долог - ум короток", продолжает бытовать.

Существуют уродливые проявления действительности, в которых активно фигурирует "слабый пол": трафик женщин, добровольная и принудительная проституция, челночный заработок, а также черная поденщина, которой занимаются женщины с "мадикер базара". На все это они идут ради заработка. Отчасти потому, что многие представители сильного пола сегодня не в состоянии
содержать семью. Но при этом они не желают расставаться с традиционными привилегиями хозяев дома, хранителей традиций и устоев.

Во многих семьях, как и много лет назад, мужчина принимает решения за жену, детей, особенно за дочерей. Удел девочек - безропотно подчиняться решению родителя, следовать его указаниям. После замужества дальнейшую судьбу девушки определяет муж. Во многом только от него зависит, продолжит ли жена образование и пойдет работать, или будет сидеть дома, спрятав подальше в сундучок диплом о высшем образовании, чтобы через годы показывать его детям.

Почти все семьи, за редчайшим исключением, при выборе невесты для сына думают только о том, что она обязана делать, когда войдет в их дом. А именно: угождать, ублажать, ухаживать, предупреждать любое желание и прихоть не только молодого мужа, но и многочисленной родни. Если вдуматься, все эти требования свидетельствуют о том, что в семью берут не верную и любимую подругу для сына, а бессловесную рабыню, которая должна выполнять работу по дому.
Все, что было до свадьбы, остается за порогом жениховского дома, теперь девушка должна забыть свои прошлые "прихоти" и подчиниться требованиям и обычаям новой семьи.

А ведь когда выбирают невесту, хотят, чтобы она была из образованной, почитаемой семьи. Во время сватовства родственники жениха обещают не вмешиваться в дела молодых, не препятствовать учебе невестки, ее профессиональной деятельности. Но часто об этом все быстро забывают, а переживания и слезы образованной служанки никого не волнуют.

"Вы думаете, я всегда такая была? - горько сетует до времени постаревшая женщина. Она живет в многочисленной семье: родители мужа, три его брата, две невестки, семеро внуков, собственные дети. - До свадьбы я была фифочкой, закончила консерваторию по классу фортепиано. А как вышла замуж, обо всем пришлось забыть. Теперь вот торгую на базаре зеленью, работаю по хозяйству, воспитываю детей, которые не хотят учиться:"

Но есть и противоположный пример. Молодая девушка, красавица, любимица семьи, окончила школу с золотой медалью, поступила в медицинский институт, прекрасно училась. На последнем курсе вышла замуж по любви, парень оказался хорошим, добрым, трудолюбивым. После свадьбы работал сутками, не вылезал из командировок. Через год молодые купили трехкомнатную квартиру. Вскоре у них родился жизнерадостный, здоровый мальчик. На работу выйти женщина больше не захотела, ей понравилась роль домохозяйки. Сейчас в этой семье уже четверо детей, дом без излишеств, но и особого недостатка ее члены не ощущают. Несостоявшийся врач, которая семь лет училась и окончила сложнейший и престижнейший вуз страны, никаких комплексов по поводу своей несостоявшейся профессиональной карьеры не имеет.

До сегодняшнего дня исторически сложившиеся традиционные взгляды на воспитание девочек довлеют в обществе. Именно эти древние традиции и обычаи исподволь, медленно, но неуклонно формируют в сознании людей идеал женщины, как "мягкой, теплой перины" - покорной и опрятной служанки, умелой и экономной хозяйки. Только такая женщина, считает большинство мужчин, способна сделать их жизнь счастливой и комфортной.

Отчасти поэтому существует категория женщин, которые относятся к себе как к товару и стараются продать его как можно дороже. Их главная цель - найти мужчину - "покупателя", но не какого-нибудь
рядового трудягу, а "богатенького Буратино". Избранник должен обладать положением в обществе, быть состоятельным и щедрым. Чтобы "зацепить" такого, они готовы сутками "работать" над внешним видом предлагаемого товара: часами просиживать в парикмахерских, у косметологов, массажистов. Этот тип женщин категорически отвергает возможность своего участия в жизни общества. Политика их не интересует. Карьера на государственной службе тоже. Они отвергают любой общественно полезный труд, не представляют себе, как можно за какие-то гроши гнуть спину в поле, по восемь-девять часов до седьмого пота носиться между станками на ткацкой фабрике. Образ труженицы им не по нутру. Их идеал - древнеримские гетеры и японские гейши, которые славились свободным поведением, изысканным вкусом и манерами.

Быть настоящей женщиной - это своего рода талант, огромный дар, которым награждает своих избранниц природа. И чтобы быть на высоте, нужно постоянно поддерживать себя в форме. Но для того чтобы быть еще и Человеком, необходимо совершенствоваться, обогащать свой интеллектуальный, внутренний мир, а это, надо признать, тоже труд. Кропотливый и достаточно тяжелый, для очень многих женщин - непосильный. А жаль:

Послесловие

Буржуазная культура в Узбекистане слагается из двух взаимоисключающих, но одинаково отвратных компонента. Первый компонент есть традиционализм, второй - "массовая культура" западного образца. На ташкентских улицах можно сегодня часто увидеть девушек с закрытыми лицами. (Что не мешает их отцам разделять мнение, что "Девушка должна иметь высшее образование". Конечно не для того, чтобы приносить пользу обществу, а "чтобы воспитывать детей".) Это - традиционализм. Рядом - откровенная проституция. Это - "массовая культура". Различие между ними заключается в степени лицемерности. Традиционализм порицает "безнравственность", ставшую известной. "Массовая культура" возводит безнравственность в новую "нравственность", откровенно одобряет то, что традиционалисты делают за высокими дувалами. Граница между обеими "культурами" зыбка и
преходяща. Как то одна узбечка "просвещала" меня на этот счет: "Ты думаешь, что девчонки с закрытыми лицами "какие то не такие"? Ты бы видел, что они на дискотеках вытворяют. Просто на следующий день они закроют лицо покрывалом, и ты их не узнаешь". Впрочем, лицемерность традиционализма все более уступает место агрессивной откровенности маскультуры. Традиционалистам приходится забираться во все более отдаленные и отсталые кишлаки в поисках "нравственных" невест для своих сыновей. Но и этот резерв традиционализма постепенно иссякает. Провинциальные хранители "духовности" также бьют в набат о "падении нравственности среди девочек". А чего бы ей не падать, когда "нравственность" отвратительна, а безнравственность, когда дело касается денег, таковой не является?


Д. Левый