Д.Левый,
Ташкентский Коммунистический Союз (Узбекистан).
(Ник: Почтальон Почтальонов).
19 октября 2002 г.

Ислам Каримов. Сильный человек в "заложниках"

Континент (?20(82) 16 - 29 октября 2002) (Абай ТУРСЫНОВ)
17 октября

"Катапультирование в независимость" поставило перед руководством Узбекистана целый ряд новых, дополнительных проблем и задач. Одна из них - заложить основы узбекской государственности, заполнить тот идеологический вакуум, который образовался с распадом Союза. И здесь в качестве своеобразного историко-культурного ориентира президентом Каримовым был выбран образ великого Тимура. Понятно, что остаться в памяти потомков "вторым Тимуром" или даже подняться еще выше - задача не из легких. И все же на первых порах казалось, что это не так уж и нереально. Но...

Полное имя: Ислам Абдуганиевич Каримов.
Дата рождения: 30 января 1938 года.
Место рождения: город Самарканд, Узбекская ССР.
Семейное положение и состав семьи: женат вторым браком, жена - Каримова Татьяна Акбаровна, дочери - Гульнора и Лола, две внучки и один внук. По неофициальным данным, имеется сын от первого брака.
Образование и специальность: Среднеазиатский политехнический институт, инженер-механик (1960), Ташкентский институт народного хозяйства (вечернее отделение), экономист (1967).
Ученая степень и звание: доктор экономических наук, действительный член Академии наук Узбекистана, академик Российской академии авиации и воздухоплавания. Почетный доктор и академик университетов и академий наук ряда зарубежных государств.
Этапы профессиональной карьеры:

1960 - начало трудовой деятельности, помощник мастера, мастер, технолог Ташкентского завода сельскохозяйственного машиностроения.
1961-1966 - инженер, ведущий инженер-конструктор Ташкентского авиационного производственного объединения.
1966-1983 - главный специалист отдела, помощник председателя, начальник отдела,
начальник управления, заместитель, первый заместитель председателя Госплана Узбекской ССР.
1983-1986 - министр финансов УзССР.
1986 - заместитель Председателя Совета Министров и председатель Государственного планового комитета УзССР.
1986-1989 - первый секретарь Кашкадарьинского областного комитета Компартии Узбекистана.
1989-1991 - первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана.
1990-1991 - председатель Кабинета Министров УзССР, член ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС.
24 марта 1990 года - президент Узбекской ССР
(избран на сессии Верховного Совета Узбекской ССР).
29 декабря 1991 года - президент Республики Узбекистан (избран на первых всенародных президентских выборах).
26 марта 1995 года - срок президентских полномочий продлен на референдуме до 2000 года.
С 9 января 2000 года - по настоящее время - президент Республики Узбекистан (переизбран на выборах).

Награды и знаки отличия: ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов. Звание "Узбекистон кахрамони" ("Герой Узбекистана" - Золотая звезда под номером один), орден "Мустакиллик", орден Амира Темура. Орден Русской Православной Церкви "Благоверного князя Даниила Московского" 1-й степени. Ордена и медали ряда иностранных государств и международных организаций.

Литературные произведения: сборник работ в 10 томах (в том числе монографии "Узбекистан: свой путь обновления и прогресса", "Узбекистан - собственная модель перехода на рыночные отношения", "Узбекистан по пути углубления экономических реформ", "Узбекистан на пороге XXI века").

Хобби и увлечения: из достоверно известных - книги и теннис.

Идеал государственного деятеля: эмир Тимур (Тамерлан).

"Это наша с тобой биография!"

Мы намеренно не станем подробно рассказывать о детстве Ислама Каримова, о его молодости или начале трудовой и научной биографии. У многих советских и постсоветских лидеров биографии как по шаблону. Каримов - шестой из семи детей. Семья, как вспоминает он сам, "неродовитая". Отец - простой служащий, мать - домохозяйка. Тяжелое послевоенное детство. Школа с золотой медалью. До всего
есть дело. Выбор профессии предопределен временем: в особом почете пока еще не геологи и не космонавты, а простые инженеры. Предложение, от которого невозможно отказаться, - рекомендация партийной "первички" со всеми вытекающими. Знакомые строки, не правда ли...

Хотя один интересный момент здесь все-таки стоит отметить. Говорят, что, будучи узбеком, Каримов поначалу говорил только на таджикском и русском языках, а родной выучил, уже находясь на партийной работе. В семье Каримовых действительно говорили на таджикском, что в общем-то и не удивительно, ведь в Самарканде, где родился и вырос Ислам, таджикский является "неофициальным" языком города. Молодость же ныне действующего президента прошла на производстве, в русскоязычной среде. До этого была русская школа. Так что с русским языком все тоже понятно, и стоит ли удивляться, что на нем он говорит так чисто, как никто из лидеров Центральной Азии.

Тем не менее это обстоятельство дало повод противникам президента заговорить о таджикском происхождении Каримова, что с точки зрения традиционного узбекского общества означало бы его нелигитимность как главы узбекского государства. Потому-то, утверждают те же злые языки, на официальном интернет-сайте пресс-службы президента в его биографии вслед за словами "родился... в городе Самарканде" сразу идет предложение - "По национальности - узбек". Так, на всякий случай. Необходимость же постоянно скрывать свою истинную национальную принадлежность якобы и привела к появлению у Ислама Каримова антитаджикского комплекса. В общем, какой-то чистый фрейдизм получается. Вот что значит уметь "по-своему" интерпретировать безобидную на первый взгляд информацию. Или все-таки не бывает дыма без огня?

"На волне"

Затем идут годы становления Каримова как профессионального экономиста, период вхождения в партийно-руководящую номенклатуру республики, этапы карьерного роста. Конечно, здесь также есть о чем рассказать. Хотя бы даже о том эпизоде, когда в 1986 году, будучи председателем республиканского Госплана, Каримов подготовил для местного руководства записку "О проблемах и перспективах развития экономики Узбекистана". По-своему это был один из ключевых моментов в его властной карьере. Как вспоминает сам Ислам Абдуганиевич: "Честная, нелицеприятная была записка". В ней он убедительно доказывал, что республика всего-навсего стоит на грани экономической катастрофы.

Конечно же, этот поступок не был авантюрой или выходкой идейного правдолюбца. Это был рискованный, но четко просчитанный ход. На дворе "перестройка", узбекская элита основательно "зачищена" товарищами Гдляном и Ивановым - на этой "волне" можно было сделать просто впечатляющую карьеру. Даже не обладая теми явными достоинствами, что были тогда у Каримова. Главное, чтобы тебя заметили в Центре, то есть в Кремле. Но, видимо, он немного поспешил. Или его просто не поняли. Последствия же известны: "выскочку" срочно отправляют в "ссылку" - руководить Кашкадарьинской областью.

Казалось бы, явная опала. Ко всему еще и область Каримову досталась более чем проблемная. Такие назначения называли тогда "послать на амбразуру". Сложившуюся ситуацию характеризует хотя бы тот факт, что из двух его предшественников один покончил с собой, а другого посадили. В общем, ему "хотели как хуже". Но вот получилось все "наоборот". Работа в Кашкадарье стала одним из самых достойных периодов в жизни Каримова, временем, которым он может по праву гордиться. Аскетический образ жизни, потрясающая работоспособность и управленческий профессионализм, принципиальная неподкупность и честность - так создавалась репутация и зарабатывался авторитет.

Экономисту Каримову было точно известно: был бы спрос, а предложение он сформирует соответствующее. Расчет был изначально сделан правильный, так что оставалось только ждать. В итоге же образ крепкого хозяйственника и жесткого руководителя, который может "дать результат", но главное - заинтересованность Москвы в компромиссной внеклановой и не замеченной в коррупции фигуре, все это привело к назначению Каримова в 1989 году первым секретарем ЦК Компартии Узбекистана.

С этого
момента для Ислама Абдуганиевича начался новый отсчет времени, который идет до сих пор.

Время собирать камни...

По началу своей работы в должности руководителя Узбекской ССР, а потом и независимого Узбекистана Ислам Каримов действительно выполнял большую часть поставленных перед ним задач. Действовал в привычном для себя жестком, но продуктивном режиме. А другой альтернативы тогда просто и не было. Республика стояла даже не на грани, а на гранях: экономического коллапса, криминального беспредела, внутриполитической дестабилизации и раскола, межгосударственных вооруженных конфликтов. Одним словом, работы хватало.

И здесь его заслуги как кризисного лидера переоценить практически невозможно. Каримов разобрался с криминалитетом - с кем-то договорился, а наиболее упертых просто нейтрализовал физически. Навел элементарный порядок на улицах. Обеспечил минимально необходимый уровень социально-экономической стабильности. Переиграл, используя политический и административный ресурс, намечавшуюся оппозицию, не дав
ей, таким образом, раскачать ситуацию в стране. Активно и весьма амбициозно обозначил свое присутствие по геополитическому периметру Узбекистана, особенно на таджикском, киргизском и афганском направлениях. Если и ошибался, то искренне. "Технократ я", - говорил он сам о себе. "Прагматик и государственник", - отмечали наблюдатели.

Потомуто и казалось тогда, что открыто продекларированная им авторитарная модель государственного развития станет одним из редких удачных примеров ее реализации. Но шли годы, а Каримов все больше попадал в так называемую "ловушку авторитаризма", а вернее, псевдоавторитаризма. Да, он выбрал единственно возможную (в условиях традиционного узбекского общества) перспективную форму государственного устройства и управления. Но, получив
практически неограниченную власть, узбекский лидер не смог добиться главного, того, за что ему простили бы многое - реального улучшения жизненного уровня для большинства населения. И соответственно, не сохранил народную веру в сакральность своей миссии, свое право называться "отцом нации", другими словами, свою изначальную легитимность.

Сегодня же в экономике у академика и доктора экономических наук - серьезные системные проблемы, которые явно не исправить привычными косметическими средствами или административно-командными методами. И официальная узбекская статистика с ее победными реляциями - слабое утешение. Проблемы с набирающей все большую силу и авторитет исламской оппозицией, клановые противоречия, над которыми так и не смог подняться Каримов, коррупция. А ведь существуют еще и внешние угрозы. Чего только стоят братья-таджики, у которых имеется свой исторический культ - империя Саманидов - и соответствующие ему претензии на региональное лидерство.

Оказалось, что старые проблемы в большинстве своем вовсе и не исчезли, а трансформировались и стали еще более острыми. А время на их решение уже ушло. Временной люфт на действенные социально-экономические и политические реформы был бездарно растрачен. Поэтому что ни делай - серьезных потрясений не избежать
. Но вот права сделать сначала "больно", чтобы потом стало лучше, у Каримова уже нет.

...время их считать

Так к чему же пришел Ислам Каримов, человек амбициозный и одновременно практичный, к какому промежуточному итогу? О чем может думать он сегодня, на тринадцатом году своего руководства республикой, одиннадцать из которых были независимыми? О сложившейся в Узбекистане ситуации и, соответственно, своем политическом будущем, о чем же еще.

Казалось бы, стратегический союз с США, заключенный на волне событий 11 сентября, позволил ему решить целый ряд актуальных вопросов. Но и здесь не все так однозначно. Ведь завтра или послезавтра в Соединенных Штатах обязательно поменяется высшее руководство. И не исключено, что в результате этого в Вашингтоне снова вспомнят о пресловутых правах человека. Или же подсчитают, насколько соизмеримы оказываемая официальному Ташкенту военно-политическая и финансовая поддержка и получаемые за нее геополитические дивиденды. Особенно в условиях затянувшегося спада американской экономики.

Или в той же Ферганской долине не без помощи внешних центров силы начнется широкомасштабная война. Война, в которой Штаты едва ли захотят принимать непосредственное участие, а значит, соберутся и свернут свои военные базы еще быстрее, чем недавно "входили" в регион. А если и дернет нелегкая американцев остаться, то что они в этом случае реально смогут сделать - вопрос более чем интересный.

Что тогда останется узбекскому президенту, к кому обращаться за помощью? В России, конечно, уже привыкли к последовательной непоследовательности Ислама Абдуганиевича в выборе внешнеполитических союзников. Но у такого маневрирования всегда есть предел, который заключен в терпении этих самых "союзников". В любом случае, иностранное военное присутствие - это палка о двух концах, тем более, если речь идет об американской "дубинке". "Дорогие гости, вам хозяева не надоели?", - говорят в таких случаях в народе.

Но главное, что при всем при том США в принципе не способны решить основные проблемы современного Узбекистана. Экономические, властно-оппозиционные, клановые, управленческие и т. д. Менять же там предстоит всю сложившуюся систему. И сделать это могут и должны только сами узбеки. А без серьезных последствий для правящей элиты это практически невозможно: при крайне низком политическом ресурсе режимом не выстроены страховочные саморегулируемые механизмы. А это означает, что любые альтернативные сценарии для действующего президента и его ближайшего окружения неприемлемы. Кроме одного, в основе которого лежит главный принцип всех временщиков - "на наш век хватит!".

А ведь может и не хватить. По крайней мере, отдельные наблюдатели уже сегодня говорят о том, что Исламу Каримову стоит основательно подумать, прежде чем идти на следующий президентский срок. Но в любом случае, в сложившейся ситуации ему уже не до славы Тимура, потому что основные силы направлены на то, чтобы только сохранить власть. Вот так сильный человек оказался в "заложниках". В заложниках у собственной страны, с ее традициями, укладом и спецификой. В заложниках у ситуации, которая имела объективные предпосылки развития, но во многом возникла и благодаря его собственным действиям.

Цитаты

"Сколько бы он ни был на виду и на слуху, генерируя политическую энергию страны, о таком человеке - президенте Узбекистана Каримове - трудно судить вне контекста, вне состояния переживаемой эпохи". Чингиз Айтматов, из эссе "Штрихи к известному портрету".

"Чувством самоконтроля, взглядом на себя со стороны - наделен, и это оберегает от опрометчивых действий. Хотя сгоряча могу не сдержаться, о чем потом, возможно, сожалею гораздо больше, чем человек, которому сказал резкость. Каждый день кончается "прокручиванием" в уме событий и поступков. Не прав - попрошу прощения. А ошибки бывают, как и у каждого". Ислам Каримов
о себе.

"В молодости у меня была цель добиться такого совершенства в своей профессии, чтобы люди говорили: да, этот человек знаток своего дела, это мастер". Ислам Каримов, из книги Л. Левитина "Узбекистан на историческом повороте".

"...если игнорировать острые проблемы, в том числе существующие вокруг нас, то они приводят к кризису...". Ислам Каримов, из книги "Узбекистан на пороге XXI века".

"Лучше сто арестованных, чем тысяча убитых". Крылатая фраза Ислама Каримова.

"Я спросил у Каримова, на каком языке он думает. И он ответил, что когда размышляет о нравственности, о духовных ценностях, то думает на узбекском языке и переводит на русский, а когда ищет ответы на вопросы экономики, экологии, политики, то думает на русском языке". Федор Бурлацкий, из статьи "Десять лет независимости и реформ" в "Независимой газете".

"Я прошу, передайте России, нас не надо защищать... Узбеки способны сами ответить ударом на удар... У нас уже сегодня самая сильная армия в Средней Азии...". Ислам Каримов, из интервью газете "КоммерсантЪ" в 2000 году.

"Меня поразил президент Узбекистана Ислам Каримов, который на праздновании 125-летия образования Среднеазиатской епархии так прямо и сказал: "Без веры жить нельзя!". Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий.

"Глубоко символичен воссозданный сегодня образ нашего великого предка: одной рукой он держит поводья боевого горячего коня, а свободной, вытянутой вперед рукой, в которой нет оружия, он желает народам мира и благополучия, провозглашая принцип "Сила -в справедливости!". Ислам Каримов, из речи на открытии памятника эмиру Тимуру в Ташкенте.