Д.Левый,
Ташкентский Коммунистический Союз (Узбекистан).
(Ник: Почтальон Почтальонов).
28 октября 2002 г.

Шабашники с Юга
Т. Красный
Безработица и отсутствие средств к существованию заставляют многих искать работу за пределами Узбекистана, в Москве. С рассказа одного из этих людей написана статья.

В семье рассказчика (в дальнейшем буду называть его N) трое детей. Старшая дочь недавно была уволена.

На заводе, где работает N, до недавнего времени он числился в административном отпуске без содержания. Чтобы прокормить семью N поочередно с женой ездит на заработки в Москву. Работает на стройках, дачах, приусадебных участках. Вернувшись из очередной поездки N встретился со мной и рассказал следующее.

В Москве - говорит N, - на стройках узбекскую и таджикскую речь я слышал чаще, чем можно услышать даже здесь, в Ташкенте
. Состав работающих - многонациональный. Работать едут из Украины, Узбекистана и Таджикистана, Молдовы и российской глубинки. Работают молодые, работают люди среднего возраста, работают старики. На стройке - продолжает N, - работали два старика из Узбекистана. Одному из них перевалило за 80. Старик сам еле передвигал ноги а еще тащил за собой совковую лопату грузить цемент. Не от хорошей жизни этот старик уехал на заработки из Узбекистана : Через недели три этот старик исчез. Как оказалось, у него открылась и начала кровоточить язва, и он вернулся в Узбекистан.

Второму старику было за 70, - бывший директор сельской школы. Будучи вдовцом, он женился на 35-летней. Чтобы удовлетворить запросы молодой жены, он променял жизнь нищего узбекского пенсионера на кочевую жизнь шабашника.

На мои вопросы, - продолжает рассказ N, - как рабочие шабашники из Узбекистана попали в Москву, отвечали по-разному, кто на самолете, кто на поезде. Был даже такой, который, чтобы приехать в Москву, пересек две границы в кузове самосвала. Водитель самосвала, чтобы не возвращаться порожняком, за небольшую плату погрузил человек 15-20 в кузов самосвала, и накрыв их брезентом перевез их через две границы.

Значительная часть едущих на заработки на московские стройки, - рассказывал N, - устраиваясь в фирмы попадают в рабство. Якобы для устройства на работу фирмачи выманивают у нанимающихся паспорта, затем якобы теряют их. В результате пострадавшие получают для опознания личности справки, с которыми уже никуда не могут уехать и не могут нигде устроиться, кроме как в организациях, потерявших их паспорта. В результате, работая в тяжелых условиях, они получают от этих фирм гроши, еле хватающие на жалкое существование.

Встретившись с таким явлением, - говорит N, - я запретил своей старшей дочери
, мечтавшей поехать на заработки в Москву, и думать об этом. "Мужиков хоть на "панели" не продают, - заявил я, - а ты неизвестно куда попадешь:"

Проработав несколько месяцев в Москве N, заработав 500$ для семьи, вернулся в Ташкент.

27.10.02
Немного статистики (Д. Левый):
Население Узбекистана составляет около 25 млн человек.
Из них (
http://mazlum.ferghana.ru/svoj.html) в марте 2002 г. в Москве и Московской области находилось 1 млн 825 тыс человек. В остальных регионах России находилось 5 млн 375 тыс граждан Узбекистана. 70% этих людей занимались поденной работой (разнорабочие), 88% были нелегалами, 92% были лишены социальной защиты (страхование, регистрация стажа и т.д.). Видимо очень "хорошо" живется узбекистанцам на родине, раз они стремятся стать нелегалами на чужбине.
И еще обрати, читатель, внимание на упоминаемое в заметке рабство. Оно существует не в Чечне и не в цыганском таборе, а в МОСКВЕ и охраняется не уголовными элементами а доблестной российской милицией, законами демократического государства. Последнее, наверно, делает его более "привлекательным".