Д.Левый,
Ташкентский Коммунистический Союз (Узбекистан).
(Ник: Почтальон Почтальонов).
22 ноября 2002 г.

Борьба с "тенью СССР" оборачивается националистической ксенофобией

Институт по освещению войны и мира
12 ноября

Официальный Ташкент переписывает историю отношений своей страны с Россией столь радикально, что это грозит подорвать дружеские отношения между двумя государствами, считают независимые ученые в Узбекистане.

По мнению ташкентских чиновников, искоренив память о советском прошлом, они обеспечат процветание нации.

Выступая в августе на сессии Олий Мажлиса, президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что "тень СССР", которая продолжает довлеть над некоторыми членами узбекского общества, - и есть причина все еще имеющихся у страны проблем.

Каримов выразил удовлетворение тем фактом, что в Узбекистане подрастает новое поколение, свободное от тоталитарного прошлого, воспитывающееся уже в новом независимом государстве.

"Побывав в одной из школ, я спросил подростков: "Знаете ли вы, кто такой Брежнев"? Они мне ответили: "Не знаем". Затем я их спросил, кто такой Горбачев. Они тоже не знают. И я им сказал: "Молодцы!"", - рассказал Каримов, выступая в парламенте.

Новая история Узбекистана имеет три важнейших идеологических установки: огульное охаивание более чем 70-летнего советского периода истории Узбекистана; безудержное восхваление обретенной в 1991 году независимости, которая подается как результат упорной борьбы узбеков за независимость, а не следствие распада СССР (восхваляется также каждый шаг правительства за прошедшие 11 лет); и, наконец, поиски в далеком прошлом все новых героев, чтобы сделать их символами и гордостью независимого Узбекистана.

По словам учителей, вынужденных работать по новым учебникам, новая интерпретация истории может способствовать развитию у молодых узбеков чувства враждебности по отношению к русским, которые представлены в учебниках истории как жестокие завоеватели, принесшие много горя и несчастья узбекскому народу.

Многие учителя истории на методическом совете в Самарканде говорили о том, что тексты новых учебников пропитаны ненавистью к русскому народу. Преподаватель истории одной из самаркандских школ Замира Ташмухамедова говорит, что после каждого урока она напоминает своим ученикам, что они не должны думать плохо о русском народе. Но в сельских школах, по мнению учительницы, преподаватели не берут на себя смелость вести разъяснительные беседы. Они просто рассказывают школьникам то, что написано в учебнике, и смысл уроков истории сводится к одному: "Во всех бедах узбекского народа виноваты русские, которые убивали наших предков, грабили природные ресурсы и делали нас рабами".

В новых учебниках истории весь
период с начала завоевания Российской империей Туркестана в 60-70-е годы ХIХ века до развала СССР в 1991 году преподносится как долгие годы унижения и страха под деспотичным гнетом России. Вся политика Москвы якобы имела лишь одну цель - закабалить узбекский народ, превратив его в раба на бескрайних хлопковых плантациях.

В 2001 году был выпущен учебник по истории для девятых классов, написанный Жумабоем Рахимовым. Автор, посвятивший свой труд периоду завоевания узбекских ханств Россией в конце ХIХ - начале ХХ века, пишет, например, что русско-туземные школы, в которых велось преподавание истории и географии, открывались с одной целью: чтобы дети узнали о дальних красивых городах и странах и перестали любить свою отсталую родину. Все действия российских властей в Средней Азии оцениваются автором крайне негативно.

Восстание местного населения в городах Туркестана в 1916 году оценивается историком как "подвиг мужественных сынов узбекского народа", справедливо поднявших бунт против русских в ответ на массовую мобилизацию на тыловые работы в Россию, которая в то время участвовала в Первой мировой войне.

Убийство 4-х тысяч русских во время этого восстания, по мнению автора учебника, явилось логическим следствием политики русских колонизаторов. Советская история об этом факте умалчивала, чтобы не раздувать вражду между двумя народами, но Рахимову данное соображение, очевидно, не пришло в голову.

Подобное переписывание национальной истории нравится далеко не всем в Узбекистане. Узбекский академик Ботурхон Валиходжаев, например, считает, что "событиям и историческим личностям прошедших времен нужно давать объективную оценку".

Вознося хвалу жестокому императору Амиру Тимуру, новые учебники намеренно обходят стороной заслуги многих русских ученых, внесших огромный вклад в развитие Узбекистана.

По мнению директора обсерватории им. Мирзо Улугбека Нодира Акрамова, намеренно забыты заслуги русского ученого-археолога Василия Вяткина, благодаря которому была раскопана обсерватория Улугбека - внука легендарного Тимура
. Акрамов считает, что новая версия национальной истории написана в угоду политическим амбициям отдельных личностей.

Акрамов предостерегает, что идеология независимого Узбекистана, вмешивающаяся в историческую науку, приведет к тому, что все чаще и чаще будут допускаться неточности, и в итоге историческая истина будет утрачена навсегда.

Подобное переосмысление истории своей страны вызывает недоумение и недовольство у простых узбекистанцев. Они считают, что исторические "нововведения" используются для того, чтобы ослабить все еще сильный авторитет России в Узбекистане и искоренить ностальгию по жизни в СССР.

"При Советском Союзе, конечно, жилось намного лучше: был достаточно высокий уровень жизни, социальное страхование, бесплатное образование и медицина, уверенность в завтрашнем дне, а сегодня власти не могут нам восполнить все это - вот и хотят стереть из памяти советские годы", - говорит ташкентская пенсионерка Мукарам Абдуллаева.