Д.Левый
Ташкентский Коммунистический Союз
12 января 2003 г.

Материалы из сборника ООН - 2001 г.“Узбекистан: общая оценка страны”

БЕДНОСТЬ

ВВЕДЕНИЕ: ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ

Руководство Узбекистана обосновывает свой выбор поэтапной стратегии осуществления реформ заботой о сохранении экономической и социальной стабильности, и в особенности благосостояния народа, а также стремлением избежать того, что они рассматривают как трудности, с которыми столкнулись соседние страны. В этом контексте важно отметить, что целью советской системы социального обеспечения, унаследованной Узбекистаном, было не сокращение бедности, а выравнивание совокупного дохода. Таким образом, до последнего времени основное внимание властей в проведении социальной политики было обращено не на сокращение бедности или распределение доходов как таковых, а на поддержание общего уровня доходов. Поэтому официального определения бедности в Узбекистане не существует, а его руководство не имеет четкой политики сокращения бедности. В период с 1991 по 1996 гг., когда реальный ВВП снизился более чем на 30%, коэффициент Джини по Узбекистану вырос с 0,26 до 0,32, указывая на то, что доходы самых низкооплачиваемых слоев населения упали как в относительном, так и в абсолютном исчислении.

Ввиду отсутствия четкого определения бедности в Узбекистане, Правительство использует понятие “малообеспеченные семьи” для определения тех, кто нуждается в помощи для удовлетворения самых насущных человеческих потребностей. Основным показателем является доход на одного члена семьи, включая дополнительные критерии владения имуществом. Используемое в мире определение бедности является более широким и сложным. Например, в ходе недавнего исследования, профинансированного Всемирным Банком, было обнаружено, что сами люди определяют бедность по следующим трем основным критериям:

  • Накопленные материальные ценности, измеряемые наличием дома или квартиры и достаточным количеством денег для покупки необходимого количества еды, в особенности мяса и муки;
  • Спокойствие и безопасность в семье и стране;
  • Защищенность детей, определяемая как способность родителей дать им образование, а позднее помочь им начать свою карьеру.

По оценкам, сделанным в последний период существования СССР, около 40% населения Узбекистана жило за чертой бедности, которая определялась с помощью критерия минимальной заработной платы на душу населения. Однако эта цифра не отражала сильно дотируемые цены на продукты питания; бесплатное образование и здравоохранение; гарантированную работу на протяжении всей жизни и другие многочисленные льготы для низкооплачиваемых слоев населения. По сравнению с этим бедность в Узбекистане после обретения им независимости характеризуется совершенно иными цифрами, силами и факторами. Хотя по-прежнему используется критерий минимальной заработной платы на душу населения, реальная стоимость этой зарплаты резко снизилась. Кроме того, хотя такие факторы, как снижающийся уровень здравоохранения, образования, сильно сократившиеся льготы, более высокие цены на продукты питания и неопределенность с работой невозможно оценить в денежном выражении, мало сомнений в том, что они значительно усугубили и расширили бедность.

В таблице 2.1 показано расширение границ в распределении национального дохода (или богатства) с использованием располагаемого дохода на душу населения по областям в качестве показателя. Из таблицы видно, что разрыв между областями с самыми низкими доходами (Джизакская и Сурхандарьинская) и областью с самым высоким доходом (Ташкентская) быстро растет. Если в 1996 г. в семи областях доход на душу населения превышал средний показатель по стране, в 1999 их уже было только четыре. Три беднейших региона - это Джизакская, Сурхандарьинская области и республика Каракалпакстан. В двух соседних областях в Ферганской долине наблюдались противоположные тенденции за этот период: в Ферганской доход на душу населения вырос, в то время как в Наманганской упал.

Таблица 2.1.

Располагаемый доход на душу населения по областям (средний по стране =100%)

Область

1996

1997

1998

1999

Узбекистан

100,0

100,0

100,0

100,0

Каракалпакстан

71,3

71,7

62,9

70,8

Андижанская

108,5

99,5

101,6

106,1

Бухарская

106,7

91,7

84,5

91,3

Джизакская

59,0

62,1

61,1

59,1

Кашкадарьинская

74,7

78,3

84,2

79,6

Навоийская

140,6

125,9

125,7

122,7

Наманганская

109,3

90,3

74,5

67,0

Самаркандская

99,5

96,5

86,1

87,3

Сурхандарьинская

56,5

56,4

62,3

65,5

Сырдарьинская

114,2

95,5

88,3

85,5

Ташкентская

88,2

81,2

81,4

82,5

Ферганская

100,5

101,7

110,1

114,1

Хорезмская

82,7

77,9

77,8

83,9

г. Ташкент

177,8

232,4

251,2

239,1

Минимум

56,5

56,4

61,1

59,1

Максимум

177,8

232,4

251,2

239,1

Источник: Министерство макроэкономики и статистики

На микро-уровне группы, опрошенные в ходе “Консультаций с бедными”, определили следующие шесть категорий домохозяйств и их доли в своих сообществах:

ИЗМЕРЕНИЕ БЕДНОСТИ

Несмотря на снижение реальных доходов в Узбекистане, бедность больше связана с уровнем жизни, чем с реальными доходами. Хотя наилучшим способом измерения бедности является проведение обследования уровня жизни, к сожалению, единственными данными, имеющимися на сегодняшний день, являются данные Обследования семейных бюджетов (ОСБ), имеющиеся в Департаменте статистики. Эти данные являются наследием советской статистической системы, и возможности их использования ограничены, так как, среди прочего, выборки населения не являются репрезентативными.

В 1995 Институтом Европейского Университета/Университетом Эссекса (ЕЭСУ) было проведено комплексное обследование уровня жизни. Используя минимальную заработную плату в качестве границы, ЕЭСУ оценил значение бедности в Ташкенте в 10%, по сравнению соответственно с 50 процентами в городской и 70 процентами в сельской местности Республики Каракалпакстан. (Республика Каракалпакстан наиболее сильно и непосредственно пострадала в результате Аральского кризиса). Значение бедности в Ферганской долине также оказалось высоким: около 28% в городах и 47% в самой Фергане. В целом результаты обследования ЕЭСУ позволяют предположить, что существует значительный разброс в значении уровня жизни по областям, а также между сельской и городской местностью. Далее, было выявлено, что бедность особенно распространена среди следующих категорий населения:

  • Многодетные семьи. В бедных семьях в среднем насчитывается по 6,4 человека по сравнению с общим средним показателем 4,7 человека. Другие качественные обследования показали, что многодетные семьи с маленькими детьми обычно бедны, в то время как многодетные семьи со взрослыми детьми более зажиточны.
  • Дети являются особенно уязвимой категорией населения. В 1995 г. бедных среди них было 30%, и их доля выросла до 44% среди детей в возрасте до 18 лет. В том же году дети составляли 42% населения, и в то же время 49% бедного населения.
  • Семьи, живущие за пределами г. Ташкента и областных центров, обычно беднее.
  • Занятость в сельскохозяйственном и домашнем производстве несет в себе более высокий риск бедности, чем занятость в государственном секторе. То есть, низкие доходы преобладают среди семей, работающих в кооперативных хозяйствах или в своих собственных хозяйствах (или же на своих участках), по сравнению с семьями, работающими на государственных предприятиях или занимающихся индивидуальным бизнесом.
  • Значение бедности выше среди семей каракалпакского или казахского происхождения.
  • Безработные.

В противоположность традиционным взглядам, в домохозяйствах, возглавляемых женщинами, значение бедности ниже среднего показателя (11% по сравнению со значением в 33% в домохозяйствах, возглавляемых мужчинами), что можно объяснить многими факторами, включая следующие:

  • Около 90% семей, возглавляемых женщинами, проживают в городах, в большинстве своем в г. Ташкенте.
  • Большая доля семей, возглавляемых женщинами, состоят из пенсионеров, которые имеют скромный, но стабильный доход.
  • Семьи, возглавляемые женщинами, в среднем меньше, чем семьи, возглавляемые мужчинами.

Факторы бедности

Лица, опрошенные в ходе вышеупомянутого обследования, указали на несколько определяющих факторов бедности, которые можно разбить на следующие группы: макроэкономические, изменение политики в области расходов на социальный сектор, а также региональные и местные факторы. Были отмечены следующие экономические проблемы:

  • Высокие цены на продукты питания и связанные с ними товары;
  • Высокая инфляция и медленный рост заработков;
  • Безработица и реструктуризация предприятий;
  • Невыплата заработной платы или ее задержка (подчеркивалось в основном молодыми людьми).

Озабоченность услугами здравоохранения подчеркивалась пожилыми людьми, указавшими, что плата за них стала серьезной проблемой для семей с низкими доходами. Точно так же, серьезным вопросом для таких семей является плата за образование. Хотя обучение в школе бесплатно, семьям теперь приходится покупать учебники и письменные принадлежности, школьную форму и обувь для детей.

В сельской местности доступ к земельным ресурсам и наличие скота в качестве производственных активов являются важными факторами благосостояния. Респонденты также отмечали, что иногда барьером является отказ на выделение земли. С другой стороны, существует возможность получения 1-2 га земли для сельскохозяйственной деятельности. Земельные и жилищные проблемы указывались в качестве приоритетных.

Механизмы решения проблем

Люди находят способы решения проблемы бедности и низких доходов. Они используют различные стратегии, как отдельно, так и в дополнение друг к другу, и результат зависит от наличия ресурсов, таких как начальный капитал, земля, рабочие руки в семье и благоприятная среда. Типичным способом борьбы с трудностями является использование земельных участков для обеспечения семьи продуктами питания для себя и продукцией на продажу. Многие жители городов и сел держат скот и выращивают овощи, пшеницу и другие сельскохозяйственные культуры. В сельской местности люди предпочитают заводить свои собственные хозяйства, при этом животноводство является одним из наиболее выгодных занятий.

Те, у кого нет начального капитала, а таких большинство, начинают с мелкой торговли. Люди с низкими доходами покупают товары на оптовых или розничных рынках и перепродают их. Те, кто имеет доступ к малым кредитам размером в 1-2 тысячи долларов, часто занимаются “челночной” торговлей внутри страны или выезжая за ее пределы.

Широко распространены частные и неофициальные услуги. В зависимости от местных потребностей и возможностей, люди занимаются помощью по дому, кулинарией, репетиторством, шитьем, частным извозом, транспортировкой и строительством. Как мужчины, так и женщины приезжают из сельской местности и небольших городов в крупные города в поисках сезонной или случайной работы. Лица, нанимающиеся на сезонные или случайные работы - мардикоры, в основном занимаются строительством и неквалифицированным трудом. Все шире распространяются неофициальные и нелегальные виды деятельности, такие как кража скота, производство алкогольных напитков и незарегистрированная торговля. И, наконец, финансовая помощь и поддержка родственников и соседей являются важными средствами решения экономических проблем.

Качество данных и потребность в них

Существующие исследования, направленные на измерение масштабов бедности в Узбекистане, ограничены как по охвату, так и по структуре. Более того, ограничения Обследования семейных бюджетов (ОСБ) накладываются на трудности в отслеживании воздействия реформ на распространение бедности и распределение доходов в сельской местности. В дополнение к уже оговоренным тематическим показателям рекомендуется включить в информационную систему ООС следующие данные:

  • Коэффициент бедности (процент населения с доходами ниже суммы, эквивалентной 1 доллару США в день);
  • Коэффициент бедности (процент населения с доходами ниже национальной черты бедности);
  • Коэффициент разрыва с границей бедности;
  • Доли доходов групп населения (по квинтилям);
  • Коэффициент Джини;
  • Количество сельских семей, достигших устойчивого уровня продовольственной безопасности;
  • Доходы и задолженности среди сельских домохозяйств.

РЕФОРМА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Модель и охват реформ, проведенных на сегодняшний день в сельском хозяйстве Узбекистана, были в значительной степени определены ролью, отведенной этому сектору в стратегии развития страны. При помощи сельского хозяйства, доминирующего сектора экономики, обеспечивающего одну треть ВВП, 40% занятости, и почти половину общего объема экспорта, предполагается достичь нескольких целей одновременно, а именно:

  • Поднять доходы от экспорта хлопка;
  • Обеспечить зерновую самообеспеченность страны;
  • Предоставить ресурсы для инвестирования в другие секторы экономики;
  • Повысить занятость и уровень жизни в сельской местности.

Хотя эти цели в широком плане последовательно отражают потенциал этого сектора, механизмы стратегии и инструменты реформ, используемые руководством Узбекистана для их достижения, непоследовательны, и маловероятно, что они приведут к намеченным результатам. Как уже говорилось выше, масштабы бедности наиболее широки в сельскохозяйственном секторе, и аграрная реформа является только лишь одной ключевой стратегией, направленной на их сокращение. Для исследования изменений в масштабах бедности в сельской местности, в особенности воздействия (позитивного или негативного) реструктуризации сельскохозяйственного сектора, необходимо проведение специального исследования.

Подход Узбекистана к реформе сельского хозяйства представляет собой смесь частичных реформ и административных мер, с сильным преобладанием последних. Рыночные реформы, проведенные в сельском хозяйстве до настоящего времени, сводятся к следующему:

  • Выделение небольших земельных участков домохозяйствам (к концу 1999 г. около 10% пашни было распределено между 3.3 млн. структурных единиц);
  • Приватизация большей части животноводческих ферм (при этом 80% крупнорогатого скота находится в домохозяйствах);
  • Отмена госзаказа на сельскохозяйственную продукцию, за исключением хлопка и зерна;
  • Преобразование большинства совхозов в коллективные хозяйства;
  • Введение различных, в основном формальных, изменений в структуру и организацию коллективных хозяйств (попытка усилить чувство собственности и ответственности работников);
  • Принятие Земельного кодекса.

Общее воздействие этих реформ на эффективность сельскохозяйственного производства и уровень жизни в сельской местности было минимальным ввиду их ограниченного характера. Соответственно, если они и внесли какой-либо вклад в достижение вышеуказанных целей, то незначительный.

В противоположность этому, расширение при помощи административных мер посевных площадей под пшеницу и система госзаказа на хлопок и зерно (государство закупает почти весь хлопок и более половины зерна по ценам значительно ниже мировых) сильно повлияло на сельскохозяйственное производство и уровень жизни среди сельского населения. Что более важно, троекратное расширение посевных площадей под пшеницу, при двукратном повышении урожая, привело к шестикратному росту производства зерна в 1992-1998 гг. и в основном обеспечило зерновую независимость Узбекистана. Система госзаказа на хлопок и зерно является основным каналом, по которому ресурсы перераспределяются из сельскохозяйственного сектора в другие секторы экономики. Общий объем ресурсов, перераспределенных по этому каналу, в основном в пользу импортозамещающих производств, в 1998 г. по оценкам составил более чем 10% ВВП, из которых 5% были компенсированы через различные субсидии сельскому хозяйству. Вытекающее из этого скрытое чистое налогообложение сельскохозяйственного сектора служит основной причиной продолжающегося ухудшения финансового положения совхозов и колхозов, деградации ирригационных систем, падения урожайности хлопка и снижения экспорта, а также значительного снижения уровня жизни в сельской местности в последние годы.

Качество данных и потребность в них

В то время как макроэкономические показатели производства и занятости, в общем, имеются, микроуровневая информация об уровне жизни скудна. Многосторонние кредиторы, такие как Азиатский банк развития и Всемирный банк, а также неправительственные организации (НПО) делали попытки заполнить этот пробел, по крайней мере, по некоторым регионам. Следующие данные либо неполны, либо их нет вообще:

  • Количество сельских домохозяйств;
  • Количество домохозяйств, которые получили право землепользования в результате реформы сельского хозяйства;
  • Количество приватизированных животноводческих ферм;
  • Количество совхозов, преобразованных в коллективные хозяйства.

Таблица 2.2. Процент общих государственных расходов на социальную защиту

 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Социальная помощь

0,05

0,01

1,60

1,80

1,20

0,80

Субсидии на потребительские товары

13,40

9,70

2,10

0

0

0

Жилищные субсидии

4,50

5,20

3,80

3,40

3,50

1,90

Отчисления в пенсионный фонд

0,60

1,20

6,10

2,00

0,50

0,60

Детские пособия

3,40

0,70

1,10

2,50

5,80

6,50

Источник: Центр экономических исследований, Ташкент 1997.

Таблица 2.3. Минимальная и средняя заработная плата и пенсии в сумах

 

1997

1998

1999

2000

Минимальная зарплата (взвешенная среднемесячная)

675

925

1500

 

Минимальная пенсия

 

1263

1750

2862

Средняя зарплата

 

3681

5424

8823

Средняя пенсия

 

1693

2501

4238

Источник: Сравнительная таблица пособий, основанная на различных источниках, составленных представительством ПРООН в Ташкенте, 2000.