Архип Молотов, КСРД-Киев

О беседе с греческим анархистом

Мы договорились о встрече на станции “Университет”. Грек, а вернее анархист из Салоник должен был прийти к 16.00, киевские анархисты, по старой киевской традиции, опаздывали. Я искал глазами иностранного революционера, который как я полагал (и не ошибся) должен отличаться от наших либертариев пунктуальностью. Кроме меня на выходе из павильона стояло только два человека. Один – явный иностранец, толстый, хорошо одетый… скандинав. Другой – “пацанчик” в спортивных штанах, футболке и бейсбольной кепке. Этот больше походил на грека… но от него веяло чем-то очень родным. Колючий и презрительный взгляд хулигана, привычка играть мускулами и “боевое облачение” в котором любят ходить дети украинских степей по своим задымленным городам. Единственное чего не хватало для полного комплекта, так это зэковской привычки сидеть на корточках и пары татуировок.

Оказалось, что именно так и должен выглядеть настоящий герой рабочего класса из солнечной Греции. Алена и Андрей представили нас друг другу. От московской и западноевропейской анархистской и марксистской публики тов. З. (по понятным причинам назовем его так) отличало отсутствие снобизма. У него совсем не было желания учить местных “варваров” светлым истинам университетских “левых”. Но от левацкого “классификаторского зуда” он свободен не был. Путем осторожных расспросов он выяснил, что по его анархистским “понятиям” мы -невраждебные “лефтисты” марксистского толка похожие на синдикалистов.

Анархисты и “антиглобализм”.

Восстановлю наш разговор по памяти. В целом, так как мы не касались тематики диктатуры пролетариата, то нашли массу точек соприкосновения. Вообще, если Вы марксист и у вас хватит откровенности заявить, что вы не видите принципиальной разницы между диктатурой пролетариата и анархо-синдикалистским самоуправлением то… не останавливаясь на стадии вечных споров о Махно, Испанской революции и Кронштадте, можно тут перейти к действительно интересным вопросам. Тем более, что всем кто знаком с классическим изложением этого вопроса должно быть ясно, что единственное существенное различие между двумя коммунистическими идеологиями в степени централизации экономики и роли организации рабочего класса.

Главными точками соприкосновения во время дискуссии стали отношение к антиглобализму и к конкретным организациям. Их группа плохо относится к АТТАК, “Я Баста” и “Тутти Бьянка”. Причина разногласий – столкновения в Генуе и все связанные с этим политические действия “статусных антиглобалистов”. “Инициатива анархистов Салоник”, в которой состоит тов. З., стоит как и все “черноблочнники” на антиимпериалистических позициях. Анархистские и марксистские организации поддерживающие “Черный блок” понимают борьбу против “глобализации”, как часть революционной борьбы направленной против Капитала и Государства, а не попытку “гуманизировать” и “улучшить” капитализм. То есть для них участие в этом движении не самоцель, а возможность революционизировать “умеренных” и объединить НАСТОЯЩИХ пролетарских левых, а не плестись в хвосте реформистов. АТТАК и ко. ставят перед собой чуждые им задачи, то есть стремятся помочь “среднему классу”, а именно отдельным привилегированным группам рабочего класса и национальной буржуазии сохранить свои доходы . И это, безусловно, цели чуждые любому настоящему коммунисту, хоть анархистского, хоть марксистского толка. Посему члены “черноблочных” организаций избирают во время антиглобалистских акций тактику прямого действия – погромов корпоративной собственности, что должно привлечь внимание к их требованиям. Только благодаря таким действиям антиглобализм начал приобретать в глазах общественности “левацкий” характер.

Ложь социал-реформистов.

Перед генуэзскими событиями радикалы получили предупреждение от статусных антиглобалистов. Мол, не “потыкайтесь на нашу акцию, а то будем бить”. Черноблочники проигнорировали угрозы, хотя умеренные имеют свои группы уличных боевиков. Это “анархисты-реформисты” из “Я Басты” и “Тутта Бьянки”. Именно от них, по утверждению тов. З., и исходили угрозы физической расправе. Так что уличные бои в Генуе были неизбежны. Если бы итальянские полицейские не вели себя как фашисты, то, скорее всего, друг с другом сражались бы сами “антигобалисты”.

Так как борцам за гуманизацию капитализма не удалось посчитать ребра революционерам, они вынуждены были сводить счеты иначе. Поэтому против “черноблочников”, как в Европе, так и в США была развернута компания лжи. Их обвиняли в сотрудничестве с полицией и спецслужбами с одной стороны и отрицание факта существования революционной альтернативы в “антиглобализме” с другой. Дескать, черный блок не имеет никакой организации и это чисто ситуативное объединение, забывая при этом, что “Блэк блок” в США – это соглашение, подписанное несколькими десятками радикальных коммунистических организаций, еще до Сиэтла. В клевернической компании против пролетарских левых поучаствовали, кроме западных, российские и украинские реформисты. Причем, создается впечатление, что многие из участников этой пропагандистской компании ЛГАЛИ СОЗНАТЕЛЬНО. В присутствии тов. З. я попросил В.Т. (анархо-эколога из Москвы) повторить свои письменные обвинения в адрес “черноблочников” в устной форме, но он постеснялся. Справедливости ради, стоит отметить, что хотя греческих товарищ вел себя так же безукоризненно и корректно, как английский лорд, но та легкость, с которой он ногами и руками ломал сушняк для костра, а так же его непреодолимое сходство с “конкретным пацаном” могло удержать язык за зубами малодушного человека.

Греческие революционеры. Нравы и политическая борьба.

Вообще, тов. З. в чужой стране мог бы подискутировать и без применения физической силы. Этот анархистский боевик считает, что в его родной стране дискуссии ведутся слишком горячо. Не так давно основные анархистские группы города Салоник договорились не использовать холодное оружие при выяснении отношений… да и не применять кулаки без особой нужды. Более того, анархистские группы, которыми славится этот город обсудили ряд вопросов внешней и внутренней политики и договорились о совместных действиях в рамках борьбы против капитализма на новом историческом этапе. В Афинах, к сожалению, такого единства не наблюдается. Там вожди враждующих группировок, по утверждению З., в рамках “теоретической дискуссии” иногда даже используют огнестрельное оружие.

Вообще со слов З. получается, что анархистская группа в Греции – это что-то среднее между политической организацией и молодежной бандой. Серьезен авторитет “анархистов в законе”, отсидевших свое за антигосударственную деятельность. Политическая работа заключается в пропаганде, участии в левых антинатовских и антикапиталистических демонстрациях, сборе средств для “своих” заключенных, акциях международной солидарности с турецкими левыми и алевитами (религиозная исламская община, в которой традиционно много левых). Кроме того, анархисты активно участвуют в жизни тех слоев, где они закрепились. Городские пауперы, неквалифицированные рабочие, беднейшее крестьянство, часть радикальной интеллигенции - это те слои, где анархисты имеют стабильную социальную базу. Квалифицированные рабочие, в большинстве своем, находятся под влиянием социалистов и коммунистов. Причем надо понимать, что КПГ не на уровне риторики газет, а на уровне рядовых активистов “родной брат”, даже не КПУ, а КПРФ. Например, один из членов “Инициативы анархистов”, рабочий-строитель рассказывал о том, какую забавную позицию занимают профбоссы-члены компартии по вопросам интернационализма. Во время обсуждения планов на ближайшую забастовку “профкомыч”-грек потребовал убираться с собрания греков-понтийцев (выходцев из Украины и Грузии) и албанцев. Мол, греческие рабочие обойдутся без грязных эмигрантов. Понятно, что это вызвало недолгую, но горячую дискуссию. Анархист сообщил, что по его мнению, подобная позиция человека именующего себя коммунистом ему кажется неразумной, то есть воспитующей из албанцев и прочих эмигрантов сознательных штрекбрехеров. А так же поделился с собранием своими соображениями о сексуальной ориентации профлидера и сексуальной доступности его родственниц. В целом подобная лексика рассматривается, как неправильная и сексистская, но в данной ситуации товарищ из “инициативы”, предпочел говорить на языке понятно самым широким слоям пролетариата.

Показательно. Что греческие левые как парламентские, так и не парламентские, грешат шовинизмом. Например, для них не секрет, что кроме албанцев и так до конца и не выстроившихся в общество понтийцев, государство угнетает права “славяно-македонцев”, факт существования, которых или замалчивается или отрицается. В следствии этого, живя через границу друг от друга, греческие и болгарские (в Болгарии македонцев считают болгарами) левые практически не контактируют. Еще одна анекдотическая история. В следствии существующих массовых предрассудков греческая пресса замалчивает факт участия греческих “военных специалистов” в борьбе македонского правительства против албанских сепаратистов. Это вряд ли бы повредило официальным Афинам, но могло бы ослабить греческий шовинизм.

Локальные конфликты. Практика греческих анархистов.

Анархисты, как и прочие внепарламентские левые не имеют сколько-нибудь серьезного влияния на профдвижение. Посему, для того чтоб не превратится в группы сектантов, они вынуждены находить другие формы работы с широкими массами трудящихся. А захватные стачки, которые всякий идейный анархист должен всячески поддерживать проходят редко. Посему, акции их носят несколько иной характер. В Греции не хватает питьевой воды. Крупные компании часто пытаются приватизировать источники, принадлежащие мелким городским и территориальным общинам. Анархисты из крупных городов при договоренности с провинциальными группами анархистов или просто недовольных граждан приезжают на место конфликта и путем акций прямого действия добиваются сохранения источников в общественном пользовании. Причем главным для них является самоорганизация людей. Граждане победнее участвуют в легальных акциях протеста, богачи “добровольно” жертвуют деньги на благородное дело, а весь “криминал” берут на себя анархистские боевики. И их периодически за это сажают в тюрьму.

Но в целом, студентов-выходцев из регионов, где проводились акции легче агитировать. Есть вообще случаи, когда крестьяне. Отправляя своих детей, учится в город, дают им наказ найти анархистскую группу. Известно, что леваки в Греции крайне отрицательно относятся к тяжелым наркотикам и юная поросль, попавшая к ним в руки будет развлекаться более традиционно. Кроме того, как правило, левацкие группы беспокоятся о трудоустройстве безработных товарищей. Например, ядро активистов занимается расклейкой плакатов и тов. З. с гордостью заметил, что эту сферу экономической деятельности контролирует именно его группа. Как они добились монопольного положения для своей артели объяснять излишне.

Вообще “антиглобализм” вдохнул новую жизнь в левых на Западе после кризиса середины 90-х. Правда, после 11 сентября тенденция сменилась во многом на обратную. Консерватизм, ущемление гражданских и социальных прав с одной стороны, победы реформистов в деле экологической безопасности и ряд уступок привели к относительному спаду движения, которое после Генуи находилось на пике. Но тов. З. убежден, что это только временный спад, который должен завершится очередным подъемом, так как капитализм сейчас продолжает порождать те же неразрешимые противоречия, что и раньше.