Автор: Олег Дубровский,
СРС, Днепропетровск
11 октября 2002г.
Олег Дубровский, CРC: Очерк классовых отношений на Украине — Профбоссы на службе власти и капитала
25 апреля 2002 года главный “официальный” профчиновник Украины, депутат парламента г-н Стоян встретился со своим “профактивом” из ОАО “Херсонские Комбайны”. Поводом для встречи стала “катастрофическая ситуация с производством и сбытом комбайнов “Славутич””. По итогам обсуждения г-н Стоян, через некоторое время, обратился к президенту Украины с открытым письмом, текст которого был опубликован газетой Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) Профспилкови Висти в номере от 31 мая 2002 года.
Но 25 мая 2002 года — очевидно, не дождавшись реакции очень осторожного г-на Стояна, — свое открытое письмо к тому же президенту направили: председатель “официального” профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения г-н Дудник, председатель Херсонского областного совета профсоюзов г-н Колос и профбосс ОАО “Херсонские Комбайны” г-н Чебанюк. Письмо опубликовал главный официоз страны — газета "Голос Украины".
По содержанию открытые письма профбоссов почти идентичны. У Стояна лишь более обтекаемые формулировки и меньше фактологической нагрузки.
Профбоссы зовут на помощь первое лицо государственной иерархии президентской республики! Это сразу бросается в глаза: они не справились со своей штрейкбрехерской ролью, не смогли погасить вспышку классового сопротивления рабочих на проигравшем конкурентную борьбу предприятии. Профбоссы просят г-на Кучму упредить развитие социального конфликта и защитить “отечественного производителя” от экспансии российского капитала.
Обратимся к конкретным фактам.
16 февраля этого года в Херсоне прошло выездное заседание кабинета министров, во время которого президент Кучма поручил вице-премьеру Дубине “найти” для ОАО “Херсонские Комбайны” 50 млн гривен в качестве помощи для того, чтобы закончить сборку 85 комбайнов “Славутич”, которые застыли на сборочном конвейере. “Найти возможности” для выделения 50 млн гривен г-н Дубина не смог. Поручение президента, как отмечают профбоссы, в очередной раз осталось невыполненным.
Между тем, ОАО “Херсонские Комбайны” на грани краха. Помощь от президента не пришла, а владеющее больше чем половиной акций “Херсонских Комбайнов” ОАО “Украгромашинвест” должным образом не выполняет свои инвестиционные обязательства. Второй по величине акционер, — “Украгролизинг”, также не финансирует производство комбайнов в соответствии с имеющимся соглашением. Немаловажен при этом тот факт, что обе эти коммерческие структуры являются государственными лизинговыми компаниями. Получается, что “Херсонские Комбайны”, — это государственное по сути предприятие. И оно не только не может закончить сборку 85 комбайнов, а также “сложить” из деталей еще 115, но даже не в состоянии продать ни одной из более чем 30 готовых машин, в которых, как утверждает г-н Стоян, “остро нуждаются крестьяне”.
В чем же причина запирания спроса и соответственного развала всего предприятия? Она не в том, что инвесторы недобросовестно выполняют свои обязательства и не в том, что правительство не “нашло” 50 млн. Это лишь следствие. Основная причина в том, что “Херсонские Комбайны” напрочь проиграли конкурентную борьбу с российским гигантом сельхозмашиностроения — знаменитым “Ростсельмашем”. Восемь тысяч машин, — именно столько комбайнов “Дон-1500” намерен выпустить “Ростсельмаш” в 2002 году. Это значит, что его производительные возможности, как минимум, на порядок выше, чем у “Херсонских Комбайнов”. Поэтому и профчиновники от сельхозмашиностроения прямо об этом пишут (и почему-то обходит этот главный вопрос в своем открытом письме г-н Стоян), конкурировать в продажной цене с “Дон-1500”, комбайн “Славутич” может только при 30% компенсации государством его приобретения.
“Славутич” на 30% дороже, чем “Дон-1500”! Вот причина всех причин! Российский “товаропроизводитель” производит много (и потому дешево) хорошей продукции. Украинский (допустим, при одинаковом качестве), — мало и дорого. Кто кого должен вытеснить с рынка зерноуборочной техники? Вопрос тривиальный. Но профбоссы не понимают этих азов. “Славутич”, — ведь это наш, украинский комбайн, восклицают они. Сторонники “рыночных преобразований”, они возмущены тем, что государство украинской буржуазии еще и дотирует приобретение комбайнов “Дон-1500”, вместо того, чтобы помогать родному “Славутичу”. Они требуют от президента протекционистских мер: практически применять закон “О стимулировании развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса”; “отменить решение о распространении государственных компенсаций на закупку комбайнов иностранного производства “Дон-1500””, забывая (или не понимая) при этом, что коммерческие структуры действуют по законам рынка, и “патриотические” соображения здесь дело второстепенное.
Именно поэтому не нашлось 50 млн для “Херсонских Комбайнов”, именно поэтому госкапитал не делает инвестиций в нужном объеме в свое проигрышное предприятие, именно поэтому он даже дотирует “сельхозпроизводителя” на приобретение комбайнов “Дон-1500”.
Протекционистские настроения руководства тред-юнионов — не новость. Но боссы украинских профсоюзов скатываются в самую реакционную ксенофобию, которая особенно беспомощно выглядит в эпоху глобализации капиталистической экономики. В концентрированной форме такие воззрения бюрократии от ФПУ изложены в материале “Дружба навеки или российская экономическая экспансия?...” (Профспилкови Висти от 1 марта 2002 г.). Статья обсуждает “неравноправность российского и украинского капитала на украинском рынке” и скатывается до утверждений о том, что “стратегия российского бизнеса объясняется не коммерческими, а этнополитическими причинами”.
Контраргументы весьма характерны: “...создать в Украине мощный сектор “национал-патриотического” капитала”; “обеспечить создание в нашей державе структуры собственности, при которой абсолютное большинство товарно-финансовых потоков в Украине будут принадлежать гражданам Украины”; “ввести более высокие ставки налогообложения российского капитала”; “...усилить государственное регулирование с целью ослабления влияния на экономику Украины частных компаний которые финансируются из России”; “возобновить функционирование сильного госсектора...”
Анекдот. Дремучий обскурантизм, да и просто невежество. Газета ФПУ, отражая взгляды её руководства, абсолютно игнорирует тенденции развития мировой экономики за последнюю сотню лет.
Вернемся к “Херсонским Комбайнам”. А что же рабочие, которых там 3500? Рабочим, конечно, наплевать на эти “расклады”. Они на собраниях могут голосовать за обращение к президенту “найти” 50 млн, ведь патерналистские предрассудки по отношению к государству “вообще” в пролетарской среде еще очень сильны. Но их положение при этих “раскладах” трагично. Задолженность по зарплате на “Херсонских Комбайнах” 7 млн гривен. И тут же городская буржуйская власть (в зимнее время!) отключает за неуплату квартиры рабочих от электричества. Херсонские профбоссы не смогли умолчать (в открытом письме Стояна об этом нет ничего!), что рабочие “Херсонских Комбайнов” живут еще и под страхом отключения воды и газа, что им не за что лечиться и учить детей. В этих условиях пролетарии наконец-то отказались работать в режиме трудовой повинности и решительно, через забастовку, потребовали вернуть им задолженность по зарплате.
Кто сталкивался в конфликтах на производстве с чиновниками от ФПУ, тот знает, — профбосс обязательно поперхнется при слове “забастовка”. В своих выступлениях, документах и прессе для них нет забастовок. В лучшем случае стачки будут названы “приостановкой работы”.
В позорно-трусливом письме Стояна (которое, к тому же, называется “Ситуация под контролем”), где нет ничего, кроме заботы об “украинском капитале”, говорится: “23 марта 2002 года рабочие нескольких цехов приостановили работу”. И все! Ни требований, ни сроков, ни возможных последствий начавшейся забастовки. Профчиновники из Херсона пишут конкретнее (их письмо называется “Без надежды надеемся”). Не справившись со своей главной задачей, то есть допустив забастовку, которая, видимо, протекала весьма радикально, они отчаянно зовут президента вмешаться, зовут против рабочих, против их забастовки.
В постсоветской Украине классовое столкновение редко получало такую ясную оценку. Это надо процитировать: “Рабочие отстаивали свои права... на заработную плату путем приостановки работы. Их дальнейшие действия могут иметь неконтролируемые последствия. И только немедленные практические действия с Вашей стороны и со стороны правительства могут предотвратить их...”, — пишут эти “профсоюзные” штрейкбрехеры.
Президент публично не ответил профбоссам. Чем закончится классовый бой на “Херсонских Комбайнах”? Скорее всего поражением или ничем. Скорее всего обойдется без применения силы. Правительство изыщет какие-то средства, — нет, не для подъема “своего” предприятия, но для того, чтобы сбить накал или совсем погасить забастовочный импульс. Очень возможно, что выплатят даже большую часть задолженности по зарплате, чтобы тут же начать её накапливать вновь. Все это уже было, было не раз... Шахтеры Западного Донбасса этот сценарий тупо вновь и вновь повторяют, явно зайдя в тупик под “объединенным руководством” ПРУП и НПГУ. Тем более, в рамках одного предприятия, даже победа в борьбе за право быть наемным рабочим будет очень краткосрочной, то есть эфемерной.
Интересно, появилась ли у кого-нибудь из стачечников на “Херсонских Комбайнах” мысль связаться с рабочим активом “Ростсельмаша”, где уже много лет тлеет экономическая борьба? Превратилась ли мысль в инициативу? Солидарное выступление рабочих одной отрасли по обе стороны новой границы, рабочих, чьи боссы конкурируют между собой, — это был бы прорыв в рабочей борьбе на “постсоветском” пространстве.